Пилоты “Боинга” спорили до смерти

Эксперты “МК”: причиной катастрофы мог стать элементарный прибор

Потеря пилотами ориентации в пространстве — такая версия авиакатастрофы под Пермью вышла на первый план после расшифровки экспертами данных “черных ящиков” “Боинга”. В пользу этой версии говорит то, что на записи слышно, как летчики спорят о том, куда поворачивать — вправо или влево. Почему это могло произойти, попытался выяснить “МК”.

Уже сейчас многие эксперты склоняются к версии, что причиной дезориентации стала плохая подготовка пилотов к работе с приборами прямой индикации, а точнее, с авиагоризонтом.

Авиагоризонт показывает пилоту наклон машины в поперечной и продольных плоскостях. На российских самолетах, как правило, стоит авиагоризонт обратной индикации, то есть на приборе пилот видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта. На лайнеры иностранных компаний устанавливаются приборы прямой индикации — они показывают реальный вид из кабины, то есть качающийся горизонт. Плохо подготовленный к “прямому” авиагоризонту пилот мог запутаться в показаниях, неверно оценить положение самолета и вместо правого поворота уйти влево (тем более что в темноте “настоящий” горизонт он не видел, а посадка — наиболее “нервный” участок полета). Кстати, командир авиалайнера Родион Медведев летал в основном на “Ту-134”, на котором установлен авиагоризонт обратной индикации. Ситуацию пояснили эксперты.

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, пилот гражданской авиации Владимир ГЕРАСИМОВ:

— Есть три типа индикации: прямая, обратная и смешанная. Причем на одном типе самолета в зависимости от модификации может стоять или одна, или другая. Это, конечно, создает сложности и может привести к потере пространственного положения. Переучиваться с одних приборов на другие довольно сложно. Это не первая авиакатастрофа из-за потери ориентации. И это очень серьезная проблема.

Специалист по расследованиям авиапроисшествий Валентин НИКОЛАЕВ:

— Инструкции Росавиации не запрещают переучивать пилотов для работы с приборами разной индикации. Наши летчики проходят переподготовку на симуляторах за границей — в России нет тренажеров “Боинга-737”. Нужно посмотреть, какие замечания и оценки давал инструктор пилоту. И, может быть, привлечь к ответственности и инструктора. Тем не менее, если пилота допустили к полетам, значит, сочли, что он достаточно подготовлен.

Но я считаю, что ситуация гораздо глубже — в операторских возможностях человека. Время суток, когда лайнер заходил на посадку, является временем наименьшей работоспособности человека. С какой оценкой его допустила к полету медкомиссия? Неадекватные реакции летчика — проблема медицинская. Врачи должны были оценить его психоэмоциональное состояние. Здоров ли он был, отдохнул ли перед полетом? И наконец, мог ли адекватно оценить показания приборов? На эти вопросы должны ответить медики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру