Малая оборонка

Современные армии мира на полную катушку используют потенциал частных предпринимателей

28 сентября 2008 в 16:54, просмотров: 711

Похоже, отечественный малый бизнес в ближайшее время попадет в зону интересов военной промышленности. Также потенциал “маленьких” и “средненьких” вполне может быть задействован и в инфраструктуре, обслуживающей армию, и в сфере инновационных технологий.

История малого бизнеса в ВПК исчисляется сотнями лет. Не сдали мелкие фирмы своих позиций и в тылу современного военно-промышленного комплекса. Американские и израильские главнокомандующие не нарадуются своим малым партнерам и микропоставщикам. “МБ” решил “внедриться” в зарубежный опыт, из которого наша армия в связке с малым бизнесом может взять все лучшее.

Черно-белая история военного малого бизнеса

История не сохранила имя человека, первым отгородившего свой земельный участок от общинного поля, чтобы сказать соседям: “Это мое!”. Но именно этого человека следует считать родоначальником малого бизнеса на земле. Личную собственность было необходимо защищать от посягательств соседей, поэтому малые предприниматели Древнего мира стали той социальной средой, из которой вербовались солдаты и офицеры для службы в армии. Отслужившим давали возможность вернуться в свое сословие. Например, римские ветераны, заканчивая службу, часто получали земельный надел или сумму, позволяющую начать свой небольшой бизнес. Негодные к воинской службе по состоянию здоровья были обязаны делать взносы на содержание армии.

Рано или поздно малый бизнес поглощался крупным, предприниматели разорялись, армия становилась профессиональной. Армейские поставщики тоже превращались в профессионалов. Большинство из них по-прежнему оставались малыми предпринимателями, поэтому для защиты своих интересов они объединялись в профессиональные сообщества. Например, в начале нашей эры римскую армию обслуживали несколько десятков таких сообществ, называемых коллегиями: от продавцов провианта до оружейников и строителей осадных машин.

Мародерство для маркитантов

Средневековье не принесло ничего принципиально нового в организацию военного снабжения. В длительном походе снабжение армии ложилось на плечи разъездных торговцев — маркитантов. Доставка грузов в зоне военных действий была делом очень опасным. Маркитантам нередко приходилось защищать свои повозки, зато и брали они за товар втридорога. Зачастую именно в их руках оседала львиная доля военной добычи.

ХХ век в очередной раз доказал неизбежность услуг малого бизнеса для современной армии. Хотя крупные военные заказы чаще всего получали большие компании, централизованно обеспечивать всем необходимым армию в современной моторизованной войне оказалось невозможно. Столкнувшись с этим, многие боевые командиры Второй мировой войны начали активно сотрудничать с малым бизнесом в решении проблем снабжения и технического обеспечения своих подразделений. Часто малые предприятия создавались специально. Много таких предприятий было создано вермахтом на базе еврейских гетто.

В стартовавшей после Второй мировой войны гонке вооружений малый бизнес тоже смог найти свою нишу, став субподрядчиком крупных компаний в производстве наукоемких видов вооружения. Неслучайно небольшие фирмы, имеющие доступ к военным технологиям, становятся с тех пор излюбленными объектами всех военных разведок мира. Это стало одной из причин наметившейся с середины прошлого века тенденции со стороны государства контролировать деятельность малых предприятий, задействованных в оборонной сфере.

Малый или… очень большой военный бизнес

Экономика США — классический случай активного использования малого бизнеса в военном строительстве. Начало этому было положено еще в 1930-е годы, когда по инициативе президента Рузвельта создавались государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров. В 1942 году, одновременно с принятием закона о малом бизнесе, была образована государственная корпорация по финансированию малых военных предприятий. Этой корпорации было суждено стать генеральным подрядчиком перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки. На конкурсной основе подбирались субподрядчики из среды малого бизнеса, проводились финансирование и координация работы по контрактам вплоть до их завершения. Для технического и управленческого содействия малым предприятиям в министерстве торговли было создано специальное бюро по малому бизнесу.

С 1944 по 1953 годы в США осуществлялась программа, охватившая значительное количество начинающих предпринимателей — бывших военнослужащих. В ее рамках, в соответствии с положениями закона о реабилитации военнослужащих, администрация по делам ветеранов гарантировала и страховала частные банковские ссуды, выдаваемые бывшим военнослужащим для создания или расширения собственного бизнеса. Значительную часть ссуд получили предприниматели, создавшие малые фирмы, обслуживавшие армию США.

Основа современного американского законодательства по малому бизнесу — Закон о малом бизнесе 1953 года. Он упразднил корпорацию по финансированию реконструкции и администрации малых оборонных предприятий, передав их дела в ведение администрации по делам малого бизнеса. К новой администрации перешли также большая часть полномочий бюро по малому бизнесу министерства торговли и программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими. Администрация предоставляет займы малому бизнесу, выступает в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие.

Управление финансирования и инвестиционной деятельности администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые, совместные — с частными банковскими структурами — займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов, осуществлению научно-исследовательских работ.

Кроме того, администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса; практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.

Интересной особенностью малого бизнеса США является правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. Сегодня в США свыше 3 миллионов малых предприятий принадлежат представителям национальных меньшинств, из них около трети так или иначе причастны к выполнению работ, связанных с военными заказами.

Руководители администрации по делам малого бизнеса видят свою миссию в координации деятельности сотен тысяч малых предприятий на благо государства. По их мнению, малый бизнес более эффективен и управляем, в то время как крупные корпорации часто лоббируют предоставление им выгодных заказов вопреки национальным интересам.
Американская схема управления военным малым бизнесом адаптирована в некоторых других странах мира. Яркий пример тому — Израиль.

Вся научно-исследовательская деятельность в израильских университетах, НИИ и КБ самых различных ведомств и отраслей промышленности, так или иначе связанная с обороной страны, координируется на общенациональном уровне управлением оборонных исследований и разработок “Мафат”, относящимся к министерству обороны Израиля. Немалое количество подрядчиков управления — небольшие исследовательские фирмы и конструкторские бюро.

Роль малого бизнеса в оборонном секторе израильского государства легко понять на примере отрасли информационных технологий. Информационный бизнес составляет более 11% полного валового внутреннего продукта. Это, наравне с США, самый высокий показатель среди 30 ведущих промышленных стран. По числу компаний, работающих в ИТ-индустрии, а их более 4000, Израиль уступает только США. Расцвет израильских высоких технологий начался в 1970-е годы. Одной из его причин стал приезд в страну бывших инженеров и технологов советских оборонных предприятий.

Другой — колоссальные вложения в ВПК после Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973 года. Как результат, в 1970–е годы в Израиле по заказам военного ведомства осуществлялось 40% всех видов НИОКР и 80% научных разработок прикладного характера. На этих разработках выросло новое поколение инженеров и ученых.

Хотя визитной карточкой израильской оборонной промышленности являются крупные концерны (объем продаж которых на мировом рынке вооружений лишь ненамного уступает объему продаж российского ВПК), значительная часть открытий и изобретений в оборонной сфере приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства многих типов самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых предприятиях.

Со второй половины 1980-х годов оборонный бюджет Израиля стал сокращаться, началась конверсия оборонных предприятий. Одно из следствий — активная экспансия на израильский рынок мировых брендов в сфере информационных технологий (Intel, IBM, Microsoft, Oracle, Sun, SAP и другие). Они охотно вкладывают деньги в развитие небольших израильских IТ-предприятий. На этих предприятиях стараниями в том числе наших бывших соотечественников были разработаны многие компьютерные процессоры: i860 XP, Pentium MMX, Pentium 3, Pentium 4, Celeron, Itanium, Centrino.

Сегодня в Израиле действуют более тысячи фирм, занятых разработкой программных продуктов, охватывающих практически все направления ИТ-индустрии. Большинство из них — предприятия малого и среднего бизнеса.

Ежегодный экспорт программного обеспечения и связанных с ним технологий превышает 6—7 миллиардов долларов. Значительная часть экспортных программных технологий создается на основе продуктов, созданных ранее для оборонного ведомства.

Старая песня о главном

В 1990-е годы в России возникла мода говорить о необходимости поддержки малого бизнеса. Последний понимался как что-то принципиально отличное об бизнеса “большого”, с доминированием социальной составляющей. Неудивительно, что в России до сих пор нет реально работающей федеральной программы поддержки начинающих предпринимателей.

Между тем даже поверхностный экскурс в историю развития малого бизнеса и его роль в зарубежных странах позволяет поставить под сомнение справедливость отношения к нему с позиции превосходства. Это особенно хорошо заметно на примере “военного” малого бизнеса. Развитие серьезного крупного бизнеса в сфере производства вооружений невозможно сегодня без развития бизнеса малого. Кроме того, малый бизнес является “небольшим” лишь по формальным признакам. Объединенный в различные ассоциации, лоббирующие его интересы, малый бизнес давно стал в развитых странах важной общественной силой, позволяющей эффективно решать многие социальные проблемы. Например, проблему адаптации к мирной жизни бывших военнослужащих.

Немаловажна роль малого бизнеса в конверсии военного производства. Эксперты называют причиной успешности конверсионных программ в США после Второй мировой войны и в Израиле после сокращения военных расходов экономическую гибкость малых оборонных предприятий.

Малый бизнес постоянно находится в развитии. В США ежегодно регистрируется около 600 000 малых предприятий и ликвидируется около 500 тысяч. Малым предприятиям не так страшны экономические кризисы, им проще, чем крупным, свернуть старый, не пользующийся спросом бизнес и открыть новый.

m8.jpg

Рисунок Алексея Меринова



    Партнеры