Игрушка — дело серьезное

От нее во многом зависит наше будущее поколение

28 сентября 2008 в 15:53, просмотров: 368

Витрины магазинов пестрят импортными Барби и черепашками-ниндзя. Так не похоже на игрушки нашего детства… Они, скорее всего, теперь остались только в музее. Например, отправившись в Сергиев Посад, можно показать своему чаду, во что играли мы сами, наши родители, бабушки и дедушки.

Этот небольшой город, входящий в Золотое кольцо, называют столицей игрушек. Вокруг Троице-Сергиевой лавры издавна селились игрушечники. Считается, что Сергий Радонежский, основатель монастыря, баловался изготовлением ярких лошадок. Лошадками и прославились сергиевопосадские мастера. Кроме того, в окрестных селах процветали мастерские по изготовлению матрешек, а в деревне Богородское до сих пор режут из дерева медведей и кузнецов.

Нашим экскурсоводом по игрушечному царству стал директор Музея игрушки кандидат искусствоведения Александр Греков.

— В Сергиевом Посаде бывшая фабрика игрушки №1 стала акционерным обществом и перебивается случайными заказами. Выживает достаточно трудно. Вторая игрушечная фабрика в городе потеряла большую часть своего ассортимента и выпускает пластиковую тару — тазы. Увы, бывший Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки перестал существовать. Его тоже акционировали, помещения сдаются в аренду...

— Почему наши игрушки исчезли с полок магазинов?

— Мне кажется, что должна быть государственная политика в поддержку развития игрушечной отрасли. Государство должно оказывать помощь народному творчеству и искусству, тогда оно расцветет. Но прежде всего любовь к нашей игрушке, культивирование национальных ценностей должны воспитываться в семье.

Мир игрушки поистине неисчерпаем. Коллекции музея обширны и позволяют создавать все новые и новые экспозиционно-выставочные проекты. В постоянных экспозициях последовательно и любовно прослежена история русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной. А рядом залы, дающие возможность провести экскурс в область детской культуры Востока — Японии и Китая, познакомиться с отдельными образцами игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.

— К сожалению, игрушки сегодняшнего дня иные, — продолжает свой рассказ Греков. — Развивается промышленность, появляются новые технологии, материалы. Я, например, против поливинилхлорида, но этот материал существует и всячески применяется в игрушечной промышленности. А возьмите, к примеру, игрушки 50-х!

Они обладали теплотой, дети им очень доверяли и относились к ним, как к своим друзьям. Тогда в промышленности работали великие художники, целый институт разрабатывал образцы, которые тиражировались на более чем 1000 фабрик по всей стране. У нас есть эстонские игрушки, которые выпускали в Таллине, в Риге, огромное количество предприятий было в Киеве. Практически в каждом крупном городе была своя фабрика. А сколько было артелей в одной только Московской области: инвалидные, слабовидящих… В музее есть игрушки, которые были сделаны в лагерях НКВД.

— У вашего музея давняя история...

— У Николая Бартрама, основателя Московского дореволюционного музея игрушки, от которого мы берем свое начало, было несколько любимых, как сейчас говорят, слоганов: “Сделай игрушку своими руками”, “Игрушка — радость детей”, “Игрушка — учение”, “Игрушка — зеркало жизни”. Дети его звали Дядя Музей. В 20-е годы музей Бартрама был на втором месте по популярности после Третьяковской галереи! А в 32-м его вышвырнули из Москвы — за ненадобностью. Была так называемая разгрузочная комиссия, созданная из сотрудников органов правопорядка. Инспекторы сидели на Лубянке.

Но к производству игрушек в то время относились со всей серьезностью. В 30-е годы выходил журнал “Советская игрушка”, имелся комитет в НАРКОМПРОСе, который изучал каждый образец, который поступал на рынок. У нас хранится несколько папок этого комитета. В него входили комиссии: оценочная, авторская, рецензентская, экспертная, зарубежная, по восприятию, рабочая группа по изучению дидактических материалов, комиссия по нацменигрушке, по самоделке, по тренировочным играм, дошкольная, по настольной игре, музыкальная, политехническая бригада, по изучению экспортной игрушки и т.д. То есть тогда понимали, что игрушка — один из важнейших инструментов воспитания. От него во многом зависит то, какое поколение мы получим.

Недавно местные сергиевопосадские художники решили организовать кукольный театр. Вернее, восстановить, потому что в Москве у Николая Бартрама он был. В нем играли сотрудники музея и дети из числа посетителей. И теперь по воскресеньям в Сергиевом Посаде вас ждут на бесплатные представления.



Партнеры