Пассажиров “Боинга” опознают, как Николая II

Выявлены генотипы 87 из 88 человек, погибших в авиакатастрофе в Перми

Об этом “МК” рассказали в Следственном комитете при Прокуратуре РФ. Работы по идентификации останков пассажиров и членов экипажа разбившегося “Боинга” проходят в Екатеринбурге. Между тем из самого факта проведения этих работ именно здесь кое-кто попытался раздуть скандал. Дескать, почему не в Москве? Нет ли в этом какой-то таинственной подоплеки? И каковы последние данные расследования катастрофы?

— Решение было принято Следственным комитетом. Я думаю, оно взвешенное и учитывает многие факторы, — так прокомментировал ситуацию “МК” начальник Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Николай Неволин. — У нас есть квалифицированные специалисты и современное оборудование. Сложность лишь в том, что много работы. Но мы ее сделаем нормально.

Уральские судмедэксперты работают в круглосуточном режиме, без перерывов и выходных. Ежедневно информацию о проделанной работе они передают в СКП.

— Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поставил задачу: каждый погибший имеет право на могилу, и захоронение желательно произвести до истечения сорока дней с момента трагедии, — говорит руководитель Главного управления криминалистики СКП Юрий Леканов.

— Юрий Иванович, сначала прошла информация, что генетические исследования будут проводиться в Москве…

— На место трагедии сразу выехали судебные медики из Москвы — директор Российского центра судебно-медицинской экспертизы Владимир Клевно и его заместитель, известный генетик Павел Иванов. Они провели большую работу по организации идентификационных экспертиз, подготовили огромное количество проб для исследований. Когда закончился первый этап — взятие проб, встал вопрос, кто может выполнить генетические исследования в полном объеме и в сжатые сроки. Работа эта архитрудная. Тяжело об этом говорить, но на месте происшествия было обнаружено около 1400 фрагментов тел. Значит, нужно провести такое же количество генетических экспертиз. Добавьте сюда то, что на всех фрагментах — следы керосина, воздействия огня…

По ряду причин такую работу желательно провести на базе одной лаборатории, которая должна удовлетворять определенным требованиям. Во-первых, безупречная научная репутация, во-вторых, возможность в короткое время провести огромное количество исследований, в-третьих, немаловажный фактор — близость к месту трагедии. Мы не подвергаем сомнению научную компетентность генетической лаборатории Российского центра судебно-медицинской экспертизы, но остановились все же на Свердловском областном бюро судебно-медицинской экспертизы.

— Его оснащение действительно не уступает московскому?

— В лаборатории новейшее оборудование на уровне мировых стандартов. Все работники прошли обучение в мировых генетических лабораториях, например в генетическом центре армии США, именно в той лаборатории, которая проводила идентификацию жертв теракта 11 сентября. О степени квалификации сотрудников лаборатории говорит и тот факт, что они смогли установить генотип императора Николая II по крови, пролитой им в Японии еще в 1891 году. Я хочу назвать имена генетиков, которые взвалили на себя эту тяжелейшую ношу: Тамара Цитович, Наталья Бандуренко, Елена Вылегжанина и Елена Трынова. Специфика работы заключается в том, что сначала необходимо провести исследования фрагментов тел, а уже потом, после окончания всего объема работы, сравнить их с образцами крови родственников. С 19 по 28 сентября проведено уже несколько сотен генетических исследований, выявлены генотипы 87 человек из 88 погибших — 39 женщин и 48 мужчин. Работа продолжается, и мы надеемся, что все жертвы авиакатастрофы найдут достойное упокоение.

— Криминалисты Главного кримуправления на месте были с первого же дня. Можно ли сказать, что причина трагедии уже определена? Это ошибка пилотов?

— При расследовании авиационных происшествий такого масштаба истина редко лежит на поверхности. Органы следствия тесно взаимодействуют с государственной комиссией. Кусочек за кусочком собирается весь самолет. После этого тщательно исследуется как визуально, так и с помощью специальных методов каждый фрагмент самолета. Даже перечень этих методов занял бы несколько страниц. Поверьте, выяснить причины катастрофы — это не только прочитать показания приборов и проанализировать переговоры экипажа в “черных ящиках”. Пока не будет выяснена вся совокупность факторов, сопутствующих трагедии, категорические суждения недопустимы. Требуется время. Когда это время наступит, следствие не будет скрывать истину.

Сергей ФЕКЛЮНИН.

* * *

Новые данные расследования катастрофы “Боинга” под Пермью стали известны “МК”. Самолет, как оказалось, упал на землю вверх шасси. По мнению экспертов, это говорит о том, что лайнер действительно закрутило в воздухе, а к этому могли привести не только неправильные действия экипажа. Проще говоря, “техническую” версию до сих пор нельзя сбрасывать со счетов. Впрочем, есть и сведения о том, что пилот мог быть чересчур уставшим из-за переработки.
Прокомментировать вскрывшиеся факты мы попросили экспертов.

Летчик-испытатель Александр АКИМЕНКОВ:

— Компания “Боинг” перекрывает все возможные источники информации, поэтому можно только догадываться, что произошло с авиалайнером. Я все-таки думаю, что мог произойти помпаж двигателя — по ряду причин топливо до конца не сгорает, а сам двигатель перегревается. По-видимому, поврежденный двигатель привлекал избыточное внимание летчиков, они не выдержали режим захода на посадку, и поэтому лайнер отправили на второй круг. Заходя на второй круг, пилот убрал механизацию крыла и, соответственно, должен был увеличить скорость на 30—40 километров в час. Вместо этого он начал набирать высоту, и скорость еще упала. В итоге он вошел в режим пониженной управляемости самолета. В своем развитии этот процесс может привести к так называемому самопроизвольному аэродинамическому подхвату, в этом случае летчик уже ничего не может сделать. В результате лайнер вполне мог войти в спираль и рухнуть вверх шасси.

Эксперт по авиарасследованиям Валентин НИКОЛАЕВ:

— Если самолет вошел в штопор, то он мог упасть как угодно, в том числе и шасси вверх. Это в принципе не важно. Гораздо важнее, что, по некоторым данным, командир лайнера отлетал три ночи подряд. Это была четвертая ночь полетов. Сейчас эта информация обрабатывается комиссией. Но если это верно, то становится понятной неадекватность летчика, он находился за пределами возможностей. К сожалению, медкомиссия, которую летчики проходят перед полетом, не в состоянии выявить степень усталости и психоэмоциональное состояние летчика. Как правило, это визуальный осмотр и замер пульса, если пульс учащенный, то меряют и давление. Если с давлением все в порядке, то к полету готов.

Военный летчик 1-го класса Александр ПЛЕНЦОВ:

— При глубокой спирали — когда самолет набрал высоту и перешел в правый крен — он мог упасть на спину. Это вполне возможно. Причина катастрофы — нелогичные показания прибора авиагоризонта — основного пилотажного прибора в кабине самолета, с помощью которого летчик ведет пространственную ориентировку и управляет самолетом при полете в облаках.

Давно пора устанавливать новую индикацию, чтобы летчик видел реальное положение самолета в пространстве и знал, как действовать рулем управления для вывода самолета из сложной ситуации. Для переоборудования 273 иностранных самолетов (столько сейчас в гражданской авиации) на новую индикацию нужно три дня и 10 млн. долларов.

Екатерина ЕЛИСЕЕВА,  Дарья ФЕДОТОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру