“Ленком” за вечер пожелтел

“Ленком” открыл сезон премьерой “Визит дамы”, предусмотретельно убрав из названия пьесы Фридриха Дюрренматта эпитет “старая”

Потому что в главной роли выступила молодая, красивая, полная творческих и жизненных сил актриса Мария Миронова.

Да и ее сценический партнер — Александр Лазарев — тоже не тянул на старика с грехом прошлого.

В середине прошлого века все европейские театры, не исключая советских, схватились за эту странную во многих смыслах вещь по той причине, что там была бенефисная роль для пожилой актрисы. Американскую миллиардершу армянского происхождения Клару Цаханассьян, приезжающую в родной город с целью превратить его в публичный дом в отместку за то, что когда-то тот превратил ее в публичную девку, играли примы. К тому же личная история в трагикомичных тонах имела глубоко социальный фон, о чем свидетельствует финальный хор обывателей заштатного Гюллена:

Однако ничего нет кошмарнее бедности,
Потому что в ней нет благородства.
Мертвой хваткой
Держит бедность род человеческий,
Громоздит бесплодный день
На бесплодный день.

Но такой социальный торжественно-неторопливый пафос, скорее всего, вызвал бы недоумение публики и вряд ли бы имел у нее успех. Поэтому режиссер Александр Морфов исключил как класс из своей постановки этот непопулярный аспект. А главную героиню из гротесковой фигуры перевел в трагическую, как из вагона первого класса в бизнес, оставив всех остальных в плацкарте. Собственно, с паровозно-железнодорожного мотива “Визит дамы” и начинается.

Удар вокзального колокола, стук колес, свисток локомотива. Как у Гоголя: “Господа, я собрал вас для того, чтобы сообщить…” Но не о ревизоре сообщает бургомистр (хорошая работа Александра Сирина), а о приезде в обнищавший город богатой бывшей соотечественницы. Волнение, всеобщая нервозность массовки в сером, бегающей из кулисы в кулису. Все обаятельно-энергично и, к чести режиссера, слаженно, хотя от нервозности премьерного спектакля массовка покрикивает и “наезжает” друг на друга.

И тут появляется она — совсем не старая дама. Шуба серебристого меха с черным в пол, как мантия. Выходка — королевская. Музыкальная тема, сопровождающая явление миллиардерши со свитой, — пронзительно-лирическая, определенно намекающая, что комедии не ждите. Хотя первый акт, идущий под хохот публики, подчеркивает комедийность ситуации, но чем дальше, тем больше постановка мрачнеет.

Первый акт проходит на одном дыхании и завершается сценой банкета с живой музыкой. Перед нами театральный Догвиль: с одной стороны — обыватели, каждый со своей скромной характерной, но навсегда эффектной и точной краской. С другой — фигура, подлинно существующая в предлагаемых обстоятельствах и с желанием сатисфакции. 45 лет назад возлюбленный Альфред (теперь разорившийся лавочник) отказался от нее и будущего ребенка, подкупив двух свидетелей. В результате чего она потеряла ребенка, стала проституткой, что, правда, не помешало ей девять раз по пьесе (и почему-то семь в спектакле) выйти замуж, стать миллиардершей. Впрочем, режиссер это никак не комментирует, а заставляет своих героев впасть в такое фальшивое моралите, от которого к середине первого акта становится скучно.

Вполне возможно, что отказ от гротеска, существующего у Дюрренматта, в пользу трагедии дает такой эффект. И даже желтые костюмы художницы из Латвии (Кристина Пастернак), одевшей всех, за исключением главных героев, в билайновскую желто-черную гамму, не спасает. Постоянно ловишь себя на мысли, будто смотришь два спектакля: нечто комедийно-любовно-моральное и трагедию. Независимо от жанра Мария Миронова и Александр Лазарев, можно сказать, вытягивают постановку на себе. Хотя в отдельных сценах их бесконечно жалко — их сцены во втором акте выглядят как самостоятельные актерские работы, нетронутые режиссерской рукой. За что актерам аплодируют. И еще — хору с его жизнеутверждающими песнями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру