Две тысячи лет у классной доски

В Московской школе работают 29 представителей учительских династий

3 октября 2008 в 15:28, просмотров: 1108

Их прабабушки начали учительствовать еще при Николае II. Бабушки встали к доске в 17 лет в грозном 41-м. Представители нынешнего поколения педагогов столичной школы №2006 с пеленок сидели в классах своих родителей. Теперь они сами сеют разумное, доброе, вечное… А родные дети уже готовятся поступать в пединститут. Общий учительский стаж “династийцев” этой уникальной альма-матер — 2172 (!) года.

— Все началось с того, — говорит директор необычной школы Вера Илюхина, — что из окружного управления образования к нам прислали запрос — есть ли в школе представители педагогических династий? Мы начали искать.

Сначала обнаружили пять человек, потом десять, пятнадцать… В общем, у нас оказалось 29 педагогов, чьи папы, мамы, дедушки, бабушки, прабабушки работали или работают учителями. Если сложить их общий педагогический стаж, то получится более двух тысяч лет!

Конспекты в землянке на обрывках газет

Сама Вера Алексеевна также потомственная учительница.

— Моя мама, Надежда Павловна, стала преподавать в 15 лет, — рассказывает Илюхина. — В 1939 году в стране не хватало сельских педагогов, и ей как отличнице поручили вести начальные классы в сельской школе. Во время войны немцы школу сожгли, поэтому юной Наденьке приходилось учить детей в землянке. Вместо стола — скамья повыше, вместо стула — скамья пониже. Занимались в две смены, утром, когда было еще темно, делали коптюшечки — пузыречки со вставленными фитильками, зажигали и развешивали вдоль стен. Бумаги для письма не было, использовали края газет, странички старых тетрадей. Если кто-то находил дома листок бумаги, сразу приносил в школу, делился со всеми. Географию мама преподавала по картам, нарисованным от руки еще до войны. Сидели дети все вместе — 30 человек разного возраста в одной комнате!

Позднее Надежда Павловна стала первой учительницей для своей дочери — Верочки. Привела в свой класс, познакомила с ребятами. В этой семье сельский учитель — профессия фамильная: бабушка, Александра Минина, также была деревенским педагогом — более 30 лет преподавала в церковно-приходской школе.

Верочка последовала примеру родных и поступила в Тульский пединститут, потом распределилась в малокомплектную школу. Ей приходилось быть одной за всех — за директора, завуча, завхоза…

— Перед своим первым учебным годом, — вспоминает Вера Алексеевна, — решила сделать в классе ремонт: побелить печь, отштукатурить стены, покрасить рамы. Директор совхоза дал стройматериалы, краску, кисти — и вперед, крутись сама. Приготовила я раствор, замазала им все изъяны избы-пятистенки и решила перед побелкой подождать пару дней, пока подсохнет. Наутро подхожу к школе и вижу: весь угол, что я отремонтировала, отвалился. Теперь уже никаких слез я не смогла сдержать. В этот момент проходил мимо школы дед Ваня, местный житель, увидел меня зареванную, да и остался спасать меня. Вместе мы все и отштукатурили, и побелили, и покрасили, да и во дворе навели порядок, подправили изгородь. Сколотил дед Ваня рамку, вырезал стекло, а я написала на плакате название школы — вот и получилась вывеска.

Позднее Вера Алексеевна вышла замуж, переехала в Подмосковье. В 2003 году в столице построили школу №2006, и Илюхину назначили ее директором. В учебном заведении процветает настоящая “семейственность”: муж Владимир является замом Веры Алексеевны по безопасности, сестра Ольга — учителем физкультуры, а дочь Ирина — преподавателем английского языка. Кстати, 1 сентября для Илюхиной не только профессиональный праздник, но и личный — это ее день рождения. Тоже очень символично…

На санях — за знаниями

— Основоположница нашей семейной династии — прапрабабушка Глафира Преображенская, — говорит учительница химии Елена Винницкая. — Ее отец служил священником в городе Епифани Тульской губернии. Глафира Васильевна учительствовала в церковно-приходской школе, и пятеро ее детей стали педагогами. Они окончили Епифанское педагогическое училище и преподавали в Тульской области.

Бабушка Елены Винницкой, Нина Генералова, начала учительствовать в 17 лет. А ее ученикам в ту пору (1941 год) было уже по 14—15. Все сорванцы, пытавшиеся удрать на фронт… Время было военное, голодное, немцы стояли под Тулой, но Нина Николаевна все равно продолжала учить своих ребят. Их, кстати, было в классе целых 43! Как она с ними справлялась, непонятно… Нина Генералова 46 лет проработала на одном месте — в Аксиньинской начальной школе Тульской области, сначала учителем, потом директором. Там же учились ее дети и внуки.

Дочь Генераловой Лидия после “началки” в Аксиньине поступила в соседнюю восьмилетку. “Летом мы ходили пешком шесть километров, а зимой ездила на лошади по лесной дороге, — вспоминает она. — Управляли санями мальчишки, которые сами запрягали и следили за лошадьми”. Лида продолжила семейную традицию — окончила Епифанское педучилище, стала учительницей начальных классов в родной школе. Затем получила диплом учительницы русского языка и литературы Тульского пединститута. Ее муж, Николай Тихонов, был учителем рисования, работал вместе с женой в одной школе.

Что такое учительская семья, Елена Винницкая поняла с детства. С четырех лет ее тащили на уроки к бабушке — оставить дома было не с кем. Когда пришла пора идти в первый класс, оказалось, что она уже знает всю программу. Вот так Леночка и училась — сначала у бабушки, потом у мамы.

— Классные комнаты, как сейчас помню, — рассказывает Винницкая, — были просторные, с большими окнами, дом имел веранду с колоннами и террасу, во флигеле — кухня, при школе были квартиры для учителей. Огромный дом (бывшее имение Давыдова, дяди прославленного поэта и партизана) был обсажен кустами жимолости, жасмина и майского дерева, перед ним росли высокие ели.

Елена окончила МОПИ, стала учителем химии. Ее муж — преподаватель психологии в колледже. А всего у нее в семье более 20 педагогов, общий учительский стаж которых — почти 480 лет.

Ученик спит, уроки идут…

— В нашем роду — четыре поколения педагогов, — рассказывает преподаватель информатики Ольга Маслова. — Первой учительницей в семье была моя прабабушка Елизавета Широкова. Она в 1905 году окончила архангельскую Мариинскую женскую гимназию, получила специальность домашней учительницы русского языка. Но в Архангельске тогда мало было состоятельных семей, и юная Лиза перебралась в Петербург. Здесь познакомилась со своим будущим мужем, Николаем Ефремовым, учителем и воспитателем в детском доме. За его плечами были гимназия и несколько курсов Московского университета, где он учился на физико-математическом факультете. Но Николай увлекся педагогическими воззрениями Льва Толстого, оставил университет и занялся преподавательской деятельностью. А незадолго до революции молодые супруги переехали поближе к Ясной Поляне, чтобы учить сельских ребятишек по методике великого русского писателя.

Николай был убежденным толстовцем, из-за его взглядов его даже не взяли в Красную Армию. Своего сына Алексея он воспитал по-толстовски, в советскую школу не отдал. В 1933 году Николая Ефремова арестовали и выслали в Алма-Ату, а Алексей поступил в пединститут, но вскоре его отчислили из-за “неправильного” происхождения. Однако юноше удалось окончить Воронежский госуниверситет по специальности “физика”. Потом он воевал на фронте, работал в Воронежском пединституте, который, кстати, окончила и бабушка Ольги Масловой — Зоя Сергеевна. Она долгое время работала в школе рабочей молодежи и не раз рассказывала внучке, как ее великовозрастные ученики засыпали прямо на уроках — так уставали за смену. Зоя Сергеевна их не будила, понимала, как им тяжело учиться.

Так и образовалась династия — мама Масловой получила диплом математического факультета “семейного” Воронежского пединститута, затем его окончила и сама Ольга. Ее отец, Николай Балабанов, кстати, тоже учитель, после Новосибирского пединститута много лет преподавал русский язык. У Ольги сейчас подрастает дочка, и она надеется, что девочка продолжит семейную традицию.

ДОРОГИЕ МОСКОВСКИЕ УЧИТЕЛЯ!

От имени Правительства Москвы и от себя лично сердечно и горячо поздравляю вас с замечательным, очень важным для всей столицы праздником — Днем учителя!

Мы хорошо знаем и помним, что именно вы, московские учителя, вложили в каждого из них частицу своей души, свой профессионализм, свой нелегкий и непростой труд. Отрадно осознавать, что корпус московских учителей является не только крупнейшим в стране, но и наиболее квалифицированным и талантливым, профессионально оснащенным, самоотверженно преданным великому делу образования и воспитания новых поколений.

Правительство Москвы видит своей приоритетной задачей создание условий для нового подъема школьного образования, повышения престижа учительской профессии, решения социальных проблем учителей. На эти цели выделяются значительные и постоянно растущие бюджетные средства. Такие инвестиции приносят громадный по объему и значению эффект, являясь, по существу, инвестициями в устойчивое и успешное развитие Москвы и России.

Желаю вам, дорогие московские учителя, новых достижений и успехов в вашем благородном деле, крепкого здоровья и счастья!

Мэр Москвы Ю.М.Лужков



    Партнеры