Великий Образцов в вариациях и без

В Москве стартовал Международный фестиваль театров кукол

В зрительном зале театра Образцова удобно расположилась коза. У козы фиолетовые глаза и грязно-белая шкура. “Это была простая коряга”, — говорит Андрей Урбах из израильской театральной группы “Кум-Кум”, щелкает козу по носу, и та кивает шишковатой головой маленькой цыганке Насте. Они встретились на открытии пятого Международного фестиваля театров кукол имени Образцова и скоро поднимутся на сцену. Настя волнуется перед дебютом: Урбах думает о спектакле, коза, должно быть, о чем-то своем. Да, в кукольном театре разобраться в том, кто действует сам, а кого ведет рука кукловода, становится все сложнее.

Маски двухсотлетнего возраста, китайские драконы, рыцари в гремящих доспехах и восточные красавицы — фестиваль открывает красочный парад кукол, обитающих в музее театра. Изящная японка поправляет вышивку на кимоно движениями невидимой иглы, шарманщики устраивают на сцене настоящий балаган… Перед зрителем история театра, которому уже больше 70 лет, и нельзя пока угадать, насколько непохожим на все это окажется один из первых спектаклей фестиваля.

“По поводу Баттерфляй” — так назвал свою историю, основанную на знаменитой опере Пуччини, режиссер и хореограф Хосе Беспросванный. Цель его компании, обосновавшейся в Бельгии, — найти новое соотношение между танцем и повествованием, и спектакль, который они привезли на фестиваль, продолжает эту линию. На экране позади сцены — фотографии и рисунки с подписями, кусочки уличных опросов и даже речи Джорджа Буша. На самой сцене — трое актеров и одна кукла. Которую, как оказалось, тоже играет человек.

— Покончить с собой. Быть камикадзе. Те, кто взорвал башни-близнецы 11 сентября, взяли ли они идею из американского фильма-катастрофы? — на экране режиссер размышляет вслух, пока темнокожий капитан Пинкертон — бравый, расслабленный, свободный — и марионетка-Баттерфляй исполняют странный танец — хип-хоп под музыку Пуччини. Все это вряд ли можно назвать буквально кукольным спектаклем. Автор и сам теряется в догадках — что же представляет собой его произведение? Хосе утверждает — он не знает, что такое современная пьеса и постмодернизм. Возможно, он немного лукавит. Возможно, его бесхитростные размышления вслух наивны не случайно, как книги Эрленда Лу. Но, как он и предсказывает, после спектакля люди “покидают зал, обмениваются впечатлениями, возвращаются домой, и… все”. Все?

Пятый фестиваль имени Образцова даст возможность увидеть немало таких неоднозначных, интересных спектаклей. Впервые будет показана новая работа Екатерины Образцовой “Путешествия Гулливера” с куклами крошечными и, наоборот, такими огромными, что они едва помещаются на сцене, а также недавняя премьера Владимира Беркуна “Конек-Горбунок”. Куклы из Испании, Польши, Франции, Кореи и других стран разыграют детские, взрослые и семейные представления — ведь современный кукольный театр вновь перестает быть развлечением только для детей.

Одной из главных интриг фестиваля стал итальянский спектакль “Образцов, тема и вариации” — дань уважения Мастеру, как до сих пор называют его в театре. Впрочем, по-настоящему выделить какой-то спектакль из представленной программы сложно. “В древности было слово, произнеся которое с особой интонацией, можно было вернуть человека из мертвых. Но мы потеряли его. Где оно?” — спрашивают с экрана. Кто знает — режиссеры спектаклей могли в чем-то приблизиться к тому, чтобы это слово найти. Каждый обещает свой мир, свой праздник оживления неживого, в котором лицо куклы может быть выразительней сосредоточенного лица кукловода. Фестиваль завершится 12 октября “Необыкновенным концертом”, самым знаменитым кукольным спектаклем ХХ века.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру