Соло для учителя пения

“Большой хрустальный пеликан” вновь достался Москве

5 октября 2008 в 15:32, просмотров: 836

— Учителем года-2008 стал…

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко растерянно оглянулся вокруг и спросил: “А где же конверт?” Повисла напряженная пауза… Затем на сцене актового зала Фундаментальной библиотеки МГУ, где проходил финал конкурса “Учитель года России”, началась непривычная суета — все бросились искать пропажу.

Конверт с именем победителя так и не нашли. Положение спас ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. “Я как председатель большого жюри прекрасно помню, кто выиграл главный приз, — сказал Виктор Антонович. — Это преподаватель музыки столичной школы №1060 Михаил Стародубцев”.

Зал потрясенно охнул — еще бы, это была настоящая сенсация: второй год подряд “Большой хрустальный пеликан” достается москвичу. В прошлом году его обладателями стали сразу два человека — учитель математики столичной школы №2030 Анна Мехед и молодой математик петергофской гимназии им. Александра II (С.-Петербург) Дмитрий Гущин. И вот теперь — Стародубцев… Можно было заподозрить, что конверт пропал совсем не случайно…

СПРАВКА "МК"

Конкурс “Учитель года России” проводится с 1990 года. За это время его победителями стали 20 человек (в 2007 году — сразу двое). Среди них 17 мужчин и 3 женщины, притом что 85% учителей — представительницы прекрасного пола. По предметам победители распределялись так: русский язык и литература — 6 человек, математика и музыка — по 3, физика и технология (труд) — по 2, начальные классы, немецкий и французский языки, история — по 1 человеку. Москвичи получали “Большого хрустального пеликана” трижды.

Сам виновник торжества выглядел несколько растерянным. Когда его попросили выйти к микрофону и сказать пару слов, он честно признался:

— Это единственное задание, к которому я не был готов...

Но потом Михаил Леонидович взял себя в руки (сказался почти 30-летний педагогический стаж) и произнес:

— Я понимаю, что на меня ложится огромная ответственность и что теперь у меня будет еще меньше свободного времени, чем раньше, но я твердо обещаю: мои ученики без своего учителя музыки не останутся.
В 1060-й школе, где трудится Стародубцев, на музыкальных инструментах играют практически все дети. В третьем классе учителя музыки дают перед учениками небольшой концерт, и ребята сами выбирают для себя инструмент и педагога. Похвальная демократия!

— С помощью какого музыкального произведения вы могли бы выразить свои чувства? — поинтересовался у Михаила Леонидовича “МК”.

— С помощью двух любимых произведений, — ответил учитель музыки, — “Страстей по Матфею” Иоганна Баха и “Неоконченной симфонии” Шуберта. Первое отражает то, что мне предстоит — огромный труд, своего рода учительская Голгофа, а второе говорит о том, что все еще впереди, жизнь не заканчивается после победы на конкурсе “Учитель года России”.

— Как вам удается прививать детям любовь к музыке? Ведь этот предмет в школе, как правило, не самый популярный…

— Музыку следует исполнять, проживать ее, а не просто рассказывать о ней на уроке. Тогда детям будет интересно, и они сами возьмутся за инструменты.

— Какую музыку любят ваши ученики?

— Я не буду оригинален в ответе: классическую. В старших классах они, разумеется, слушают разные произведения, вплоть до хард- и панк-рока, но не попсу — это уж точно.

СПРАВКА "МК"

Михаил Стародубцев родился в Обнинске (Калужская область), окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, вокальный факультет, дирижерско-хоровое отделение. Учителем музыки в школе стал далеко не сразу, зато теперь не видит для себя более почетного и любимого занятия. Он увлекается шахматами и туристическими походами, а его любимое хобби — музыкально-этнографические экспедиции. Кумирами в своей профессии Михаил считает Леонида Георга и Карла Орфа.

Интересные факты из истории конкурса

•    Чтобы попасть на финал конкурса в 1995 году, учитель физкультуры из села Александровка Тамбовской области Михаил Федоров продал… последнюю корову — местные власти не выделили ему на поездку ни копейки.

•    В 1996 году среди участников соревнования оказались педагоги с фамилиями Крупская и Макаренко. Но до финала они так и не добрались…

•    Лауреат конкурса в 1999 году Александр Селянин стал министром образования Карелии — неплохо для простого учителя…

•    В 2001 году в главном учительском соревновании года победил человек без педагогического образования — преподаватель технологии из Екатеринбурга Алексей Крылов к этому времени еще только заканчивал заочный пединститут.

•    Среди финалистов конкурса разных лет сложились четыре семейные пары.



Партнеры