Жесткие полумеры в борьбе с коррупцией

“МК” нашел дыры в пакете президентских законов

В Госдуму пришел президентский пакет из 4 антикоррупционных законопроектов. Наконец-то мы можем оценить серьезность намерений власти побороться с гадким явлением, ставшим в последние годы чуть ли не краеугольным камнем российской системы управления…

Одно из главных новшеств — тотальное декларирование госслужащими своего имущества и доходов. Но механизмы контроля за чистотой рук чиновников через это самое декларирование просматриваются слабо.

Базовый закон “О противодействии коррупции” предписывает желающим поступить на государственную или муниципальную службу обязательно предоставлять сведения “о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера”, — причем не только своих, но и членов своей семьи. В отличие от Семейного кодекса, включающего в понятие “семья” родителей, супругов и детей, наши борцы с коррупцией полагают, что семья — это лишь супруг (супруга) и несовершеннолетние дети. Значит, на родителей и совершеннолетних детей переписывать имущество и вклады по-прежнему можно…

Если декларацию не представил — на работу не возьмут. А если возьмут — должностному лицу, которое позволило себе нарушить закон, грозит штраф от 20 до 50 тыс. рублей (в Административном кодексе появится соответствующая статья). И потом каждый год, в срок до 30 апреля, придется “сдаваться”: не хочешь — могут уволить. Но могут и не уволить — закон допускает по отношению к таким нарушителям и простые “меры дисциплинарного воздействия”.

Отчитываться о нажитом непосильным трудом придется не только гражданским служащим, премьеру, губернаторам и кандидатам в депутаты-президенты. Справки о домах, акциях и кладах понесут теперь муниципальные чиновники, милиционеры, таможенники, сотрудники ФСБ, военнослужащие, аудиторы Счетной палаты, судьи, прокуроры и следователи. Перечень должностей, в которых вступает в силу требование о декларировании, будет содержаться в нормативных актах президента и правительства.

Казалось бы, сличай декларации одного и того же человека за 5 или 10 лет, и можно зафиксировать неоправданный официальной зарплатой рост благосостояния… Но если декларации липовые? Что вы установите?

Конвенция ООН, которую Россия ратифицировала в 2006 году, предлагает неприятный для госслужащих вариант решения проблемы: если к чиновнику или судье возникли вопросы, этот чиновник или судья сам должен доказывать, что все в его декларациях чисто и правильно. Но на введение такой “презумпции виновности” власть предержащие не пошли. Их можно понять: все мы люди, все мы человеки…

Взамен предложена другая схема. В каждой госструктуре или организации руководитель сможет назначить этакого “главного антикоррупционера”, который и будет проверять “достоверность и полноту сведений”, изложенных в декларациях. Каким образом? “Самостоятельно”, — говорится в законе. Или, говорится в законе, “путем направления запроса в правоохранительные и госорганы”. Порядок запрашивания определит позднее сам президент.

Правоохранительные органы получают дополнительные полномочия — проводить оперативно-розыскные мероприятия по таким запросам. Но им запрещается при этом прослушивать телефоны, обследовать помещения и транспорт, лазить в чужую электронную почту и читать чужие письма. Зато в поисках истины можно наблюдать, опрашивать, исследовать предметы и документы и “оперативно внедряться”.

Вот и все. Теперь представьте: несколько сотен или даже тысяч деклараций на организацию или подразделение, горы бумаги! Естественно, проверить все их “самостоятельно” или даже с привлечением следователей невозможно. Значит, опять выборочный (хорошо, если не целенаправленно выборочный) контроль.

“Мне не дорог твой подарок”


Еще одна мера, предлагаемая президентом, — ограничения на подарки. Госслужащим всех категорий и муниципальным служащим, а также служащим Банка России запрещается категорически брать подарки дороже 5 тыс. рублей. Конечно, если на протокольном или официальном мероприятии вам вручат коня-ахалтекинца или мраморную Венеру — взять придется. Но и Венера, и конь сразу станут госсобственностью. Бывают такие подарки, с которым расстаться невозможно, — их разрешено выкупать у казны…

“Подарочные” ограничения предлагается распространить и на депутатов, и на членов Совета Федерации.

Дороже 5 тыс. рублей — брать нельзя, а дешевле — можно? Между прочим, традиционная взятка мелкому чиновнику за быстрое оформление документов не дотягивает до запретительной цифры: коробка конфет, даже дорогих, и бутылка коньяка, даже не очень дешевого, 5 тыс. рублей не стоят.

“Привлечь” судью станет легче


Привлечь к уголовной ответственности судей, которые в соответствии с Конституцией имеют иммунитет, довольно трудно. Чтобы покуситься на неприкосновенность судьи и привлечь его к уголовной ответственности, сначала требуется получить разрешение суда соответствующей инстанции, а потом — согласие корпорации. Предлагается процедуру упростить: судью сможет отдать под суд Высшая квалификационная коллегия судей, а для судьи КС достаточно санкции Генпрокурора.
Посадят, но не всех

Определенные изменения предлагается внести и в Уголовный и в Административный кодексы. Прежде всего обращает на себя внимание расширения перечня статей, по которым в качестве меры наказания может применяться конфискация имущества. За взятки и злоупотребление должностными полномочиями и сейчас могут добро отобрать (если, конечно, приговор будет обвинительным). Но теперь то же самое грозит и за незаконное получение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, заведомо ложную дачу показаний и заключения экспертов, за подкуп свидетелей и посягательство на жизнь судьи или сотрудника правоохранительных органов. Столь суровая мера наказания обещается и тем, кто незаконно финансирует избирательные кампании, подкуп избирателей и подделку подписей, необходимых для регистрации партии или кандидата.

Серьезно ужесточается уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями в коммерческих организациях: если какой-то управленец использовал свое должностное положение в личных интересах или в интересах других лиц, вместо 3 лет тюрьмы ему грозит 4. А при отягчающих обстоятельствах — штраф не до 500 тыс. рублей, а до 1 млн. рублей, и до 5 лет тюрьмы. Особенно значительно усиливается ответственность за коммерческий подкуп: максимальное наказание — не 5, а 7—12 лет тюрьмы.

А в Административном кодексе появляется новая статья — “Незаконное вознаграждение от имени юридического лица”. Если какая-то организация передала должностному лицу или управленцу в коммерческой или иной организации деньги, ценные бумаги, имущество, оказала ему какие-то имущественные услуги — в обмен на действия или бездействие, накажут штрафом: юридическое лицо, кого-то подкупившее, заплатит в 3 раза больше, чем истратило на подкуп. “Но не менее 1 млн. рублей”, — оговаривается в законе. Причем одновременно все деньги, ценные бумаги и стоимость оказанных услуг, переданные взяточнику, конфискуются…

Когда Госдума будет рассматривать внесенные законопроекты — еще неизвестно. Но, судя по заявлениям отдельных депутатов, есть планы завершить работу над пакетом к концу года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру