“Балтийские сезоны” сыграли на “Крещендо”

Денис Мацуев: “Каждый талант нуждается в огранке и опеке!”

Центральный неф “кантовского” Кафедрального собора в Калининграде забит до отказа: такие звезды на сцене — Владимир Спиваков, Хибла Герзмава, Юлиан Рахлин, — самый масштабный российский форум искусств “Балтийские сезоны” открыл музыкальную страничку. И специальный гость этого года — фестиваль в фестивале — “Крещендо” (Crescendo), делающий ставку на новое поколение русской исполнительской школы. Легко ли продвигать молодых? Об этом — в интервью с арт-директором фестиваля Денисом Мацуевым.

— Денис, как получилось, что для “Крещендо” в этом году вы выбрали Калининград?

— Да ведь это счастье — выступить в качестве спецгостя на Пятых юбилейных “Балтийских сезонах”! Аналога столь мощному форуму нет и в Москве: на протяжении многих месяцев идет сплошной творческий взрыв! И благодаря “Сезонам” (и генпродюсеру фестиваля Давиду Смелянскому) публика здесь, в Калининграде, очень взыскательная, всякого уж повидала… Вот и в этом году десант внушительный: 19 лучших музыкантов — это рекорд для “Крещендо”… Мы же все единомышленники — не только на сцене, но и в жизни. Скажем, мой большой друг маэстро Спиваков… Это чувство локтя сразу же передается на сцену!

— Но как подбирался репертуар?

— У нас нет никакой “программности”, мы не придерживаемся каких-то дат… это просто фестиваль любимой музыки. Я звоню ребятам, спрашиваю: “Что вы хотите сыграть? Что у вас на душе? К чему вы подошли сейчас в жизни?” Вот это они и играют. Волнуются, переживают очень. Играть у себя на родине — огромная ответственность, я это знаю по себе: полтора месяца в году отдаю гастролям по России. И каждый раз это экзамен.

— Тем более имена исполнителей не всегда хорошо известны массам…

— Так это наша задача — открывать новые имена. Да, когда мы только начинали с “Крещендо”, в том и была загвоздка, что артистов никто здесь не знал (хотя знали на Западе). Но результат вышел потрясающий: теперь они популярны, имеют свои абонементы в филармонии, много гастролируют… Что и требовалось доказать. Большая гордость за то, что у нас есть кадры, с которыми приятно находиться на сцене…

— Но риск-то огромный!

— Риск есть всегда, когда речь заходит о классической музыке. Она изначально убыточна, на ней невозможно заработать, ты просто теряешь деньги. А тем более — говоря о новых именах… Тенденции в мире очень опасные: всё сужается в отношении выбора как программ, так и исполнителей. Посмотрите на мировую афишу: вы найдете 15—20 имен, которые кочуют с фестиваля на фестиваль. И ни один менеджер не собирается рисковать, вкладывать в молодого деньги, потому что все ждут мгновенной отдачи. Законы шоу-бизнеса пришли в классическую музыку и разрушают ее.

— Но есть еще и интерес у публики…

— В России он никогда не терялся: билеты раскуплены, залы полны. Ненормально другое. Для молодых нужна база, ведь никто ничего не может гарантировать — выбрав профессию классического музыканта, ты должен понять, что обречен на неизвестность, и точного рецепта в достижении успеха не существует. Да, есть музыкальные конкурсы, прослушивания, но важно создать для музыканта среду обитания. Талант не может жить в обособленном состоянии. Я не говорю, что Калининград или мой родной Иркутск — плохие города. Но талант надо огранять и опекать, посылать его в Петербург или Москву — это единственный выход для музыканта. А там уж как Бог даст…

— Нет желания приглашать молодых композиторов?

— Первый “Крещендо” в Москве как раз и открывался замечательным произведением молодого Дмитрия Курляндского, но потом… потом у нас всё было как-то не всё гениально в отношении композиторов. Но, уверяю, если где-то появится второй Моцарт или Рахманинов, он мимо нас не пройдет. И на следующие фестивали мы обязательно будем заказывать авторам музыку. Однако пока все тайны раскрывать не буду…

Калининград.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру