ПОЛУМЕТРОВЫЙ СЛЕД В ИСТОРИИ

Саша Каун – первый русский чемпион среди американских студентов

Еще пару лет назад его знали лишь ведущие специалисты по выступлениям за «Канзас» в американской баскетбольной студенческой лиге. Сегодня Александр Каун – новоиспеченный центровой столичных армейцев и один из кандидатов в сборную России.

«ХАММЕР» МАЛОВАТ

Доброжелательного паренька с гигантским ростом 211 сантиметров в Америке все называли коротко – Саша. В 16 лет Каун уехал в США за знаниями и новым опытом. Спустя шесть лет вошел в историю, выиграв с «Канзасом» популярнейший в Америке баскетбольный студенческий чемпионат. Этим летом Каун был выбран на драфте НБА «Сиэтлом» под 56-м номером, но американской мечте Александр предпочел русскую, подписав трехлетний контракт с ЦСКА.

– Саша, в кого ты такой огромный?

– В родителей. Папа был далеко за 190 сантиметров и мама – около 180. Сколько себя помню, всегда был очень высоким. Привычного для многих подросткового скачка в росте я не испытал. В 16 лет для своих 207 сантиметров весил меньше 80 килограмм. В школе меня даже за это червяком прозвали. Уехав в Америку, немного подрос и здорово набрал в весе. Сейчас проблем с комплекцией я не испытываю – давно привык.

Одежду и обувь (размер ноги – 51-й) покупаю в магазинах для больших. В клубной московской квартире у меня стоит кровать, сделанная на заказ. В гостиницах сплю на обычных.

– Для такого габаритного человека и машина нужна соответствующая: «хаммер», например.

– «Хаммер» для меня маловат. Катался на этой машине: с виду она здоровая, а внутри места мало. Я езжу на BMW X5 – как раз для меня.

– Как 16-летний паренек из Томска оказался один в Америке?

– Не за баскетбольные заслуги. Знакомый предложил поучиться в частной школе во Флориде. Это военно-воздушная академия, где сложилась традиция приглашать иностранцев. Президент школы даже помогал с оплатой обучения. Мы мало чем отличались от ровесников, никаких особых военных дисциплин не изучали, разве что в форме ходили.

– Когда баскетбол пришел в вашу жизнь?

– Начал я им заниматься в 12–13 лет еще в Томске. Но то было детское увлечение, не более. По-настоящему баскетбол открыл для себя в Америке. Когда в 2004 году поступил в университет в Канзас-Сити на программиста, затянуло по полной. В «Канзасе» уникальные баскетбольные традиции: первым тренером университета был изобретатель игры Джеймс Нейсмит. Я встречал пожилую пару, которая не пропускала домашние матчи команды с 1949 года!

– Правда, что финал студенческой лиги в Америке гораздо популярнее НБА?

– Да, это не шутка. В НБА плей-офф играется сериями из нескольких матчей, в студенческой лиге проводится одна игра на выбывание – цена ошибки и накал страстей во много раз выше. К тому же студенты не получают денег – играют ради удовольствия и за свое будущее. Билеты обычно раскупаются задолго до конца сезона.

Игрокам команды полагается по четыре на человека. Но деньги на этом не сделаешь – выгонят сразу.

– Успели пристраститься к американской культуре?

– Немного. Например, в последнее время с удовольствием ходил на местный футбол, болел за университетскую команду. Очень захватывающая игра, особенно когда начинаешь разбираться в правилах и тонкостях.
– А привычный для россиян европейский футбол?

– Как и все, в детстве гонял мячик во дворе. Но не более. Надо будет теперь за ЦСКА болеть. По именам, правда, никого из игроков пока не знаю.

– С кем из товарищей по новой команде ближе всего общаетесь?

– В основном с молодыми: Шведом, Воронцевичем, Забелиным. С Холденом частенько болтаю – чтоб английский не забыть.

БИЛЛ И ДРИЛ

– Разница в подходе к баскетболу ощущается?

– В «Канзасе» большая часть тренировок была направлена на «дрилы» – упражнения на определенные технические элементы. В ЦСКА же мы в основном отрабатываем тактические действия или просто играем.

– Этторе Мессина сильно отличается от тренера «Канзаса» Билла Селфа?

– Очень! Мессина – строгий тренер, чувствуется, что он главный человек в команде. Общение с ним ограничивается вопросами баскетбола. Билл другой. Он часто приглашал команду к себе на ужин, интересовался повседневной жизнью игроков. Дэвид Блатт больше похож на Селфа.

– После того как вас в последний момент исключили из предварительного состава олимпийской сборной и вы оказались 13-м лишним, это число теперь наверняка не самое любимое?

– Нет, что вы! Я очень рад, что меня вообще пригласили в сборную. Ведь в России баскетболиста Кауна до этого почти никто не знал. Честно говоря, я и не рассчитывал поехать в Пекин. К тому же хоть отдохнул немного после жаркого сезона.

– Откуда у баксетболиста такое страстное увлечение компьютерами?

– Пошел по папинам стопам. Он был солидным программистом. Сколько себя помню, компьютер всегда был моей любимой игрушкой. В университет на специальность программирования поступал уже абсолютно осознанно.

– Вам довелось побывать на приеме сразу у двух президентов – американского и российского. Расскажите!

– В США есть традиция: команда, выигравшая студенческий баскетбольный чемпионат отправляется на прием к первому человеку страны. Нам устроили обширную экскурсию по Белому дому, в «овальном кабинете» Джордж Буш выступил с персональной речью для нас, мы в свою очередь подарили ему мяч и футболку. На прием к Дмитрию Медведеву я попал вместе со сборной перед Олимпиадой. Атмосфера была более строгой и формальной. Рад, что побывал в Кремле, до этого не доводилось.

ВИЗИТКА

Александр КАУН родился 8 мая 1985 года в Томске. Баскетболист, центровой ПБК ЦСКА с августа 2008 года. Кандидат в сборную России. Чемпион NCAA в составе «Канзаса» (2008).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру