Какие ваши воды!

“МК” проверил Яузу на судоходство и рыболовство

Катер с патриотичным именем “Замоскворечье”, принадлежащий ГУП “Мосводосток”, режет осеннюю воду Яузы. Корреспонденты “МК” в компании с начальником флота “Мосводостока” Александром Смеловым идут в показательный круиз по этой столичной речке. Проплывают мимо нас старинные храмы, элитные жилые комплексы, промзоны. Все эти столь разные объекты объединены этой водной артерией. Александр Смелов ходит по Яузе всю рабочую жизнь. Знает здесь все и старательно компенсирует нашу сухопутную неграмотность.

— Александр Иванович, а когда Яуза была чище, раньше или теперь?

— Что вам ответить? Яуза была грязной всегда. В 90-е годы, когда количество работающих промпредприятий сократилось, уменьшилось и количество грязи. Но не забывайте, что Яуза протекает через Москву и область. И на этом пути в нее чего только не попадает!

Прав Александр Иванович. То и дело из набережной торчат трубы, изрыгающие в воду какие-то стоки. Проверить их на чистоту — дело сложное. Вот руководство предприятий этим и пользуется.

— Так было в основном до 1999 года, когда в реку сбрасывали снег с городских улиц, — уточняет г-н Смелов. — Причем некоторые умельцы накидывали в кузов всякого хлама, а сверху присыпали снегом. Сейчас, конечно, такого беспредела нет. Но нефть порой сливают. За всеми не уследишь. В прошлом году мы много нефтяных пятен “отловили”. Вот сейчас как раз идем на Яузский гидроузел. Там работает наш нефтемусоросборник. Увидите специфику…

Нас встречает начальник гидроузла Владимир Беляев. И, как хороший помещик, ведет по своим владениям.

Кажется, ведь центр Москвы, машины по набережной снуют туда-сюда. А здесь патриархальная атмосфера. Яблони, мощенные камнем дорожки, даже мангал какой-то замечаем. Владимир Евгеньевич, показывая владения, хвастается:

— Вот при реконструкции заменили многое, а основные механизмы оставили. Посчитали, что они еще 70 лет спокойно простоят. Даже паркет в моем кабинете — и тот с 1937 года! Дубовый, на века, что называется.

Яузский гидроузел был построен за три года: с 1937-го по 1940-й. Плотина гидроузла протяженностью в 20 метров позволяет поддерживать глубину Яузы в 2 метра, то есть делает ее пригодной для судоходства. Только вот ходят по ней только специальные суда. Чтобы пропустить по ней яхты, необходимо как минимум прочистить фарватер. А это стоит денег.

Пока их хватает на самую неотложную уборку. Спрашиваем у рабочих, что больше всего из мусорных находок запомнилось.

— Подобрали однажды чемоданчик. Приличный такой. Открываем, а там записка: “Спасибо владельцу этого чемодана. В нем лежало 450 000 рублей”. Ну порадовались за кого-то.

— А как насчет утопленников?

— Была парочка. Как без них. Принесло течением. Ну вызывали милицию, как положено. Но нас больше всякая грязь волнует. Чего только не выбрасывают! Сами полюбуйтесь.

Любоваться, честно говоря, нечем. Мусорный контейнер забит пластиковыми бутылками, канистрами, мешками с мусором.

— Странные люди живут у нас в городе! Посмотрите, ведь специально мусор в мешок собрали и бросили в реку. И ведь много их…

Уровень загрязненности Яузы зависит от дождей и снега. Сейчас зимы пошли малоснежные, а значит, и гадости попадает в реку меньше. Хотя вода явно не колодезная. Г-н Беляев рассказывает, что еще лет 15 назад поймал он здесь подъемником щуку. Вроде бы нормальная рыба была. Принес домой, очистил, промыл. Даже понюхал. Обрадованный уловом, бросил рыбину на сковородку. Дальше приведем его слова:

— Тут по кухне такой запах пошел! Прямо как в керосиновой лавке. Выбросил. Так что рыба в Яузе есть, но вот есть ее, прошу прощения, не рекомендую.

Покидаем гостеприимного начальника гидроузла, прощаемся также и с начальником флота “Мосводостока”. По их словам выходит, что применение Яузе найти можно, но вот сколько это будет стоить и когда произойдет — они не знают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру