На октябрь приходится пик обувных продаж: на улице уже холодно и сыро, в чем попало погулять не выйдешь, да и зима катит в глаза. Поэтому покупатели отовариваются не только осенне-весенними сапогами-ботинками, которые пригодятся и весной, но и утепляются на зиму. Увы, сегодня покупка обуви напоминает игру в рулетку — как повезет. Бывает, что купленные по бросовой цене на рынке сапоги служат несколько лет, а те, что приобретены в неплохом магазине за приличные деньги, разваливаются уже через неделю.
Почему такое возможно и как среди обилия обуви выбрать действительно достойную пару, которая прослужит не один сезон? Эти вопросы мы адресовали эксперту по обуви Московского общества защиты потребителей Нине ГАВРИЛОВОЙ.
Мы за ценой не постоим?
— Раньше вся импортная обувь проверялась на соответствие ГОСТам, — говорит наш эксперт. — Образцы партий исследовали представители нескольких экспертных организаций. Работали только с хорошо зарекомендовавшими себя марками, причем напрямую. А теперь кто что закупает, проконтролировать невозможно.
Да еще многие известные обувные фирмы, чтобы сэкономить, размещают производство в Азии или Латинской Америке. Но стандарты качества в этих странах соблюдаются не так тщательно, а исходные материалы и лекала уступают европейским. И все-таки это очень неплохая обувь. А вот немцы свои фабрики оставили в Германии. Так что делайте выводы. Если говорить об итальянской обуви, то она стала хуже. Особенно после того, как ее начали выпускать на совместных с отечественными фирмами производствах. Отечественные фабрики выпускают неплохую обувь, хотя немного жестковатую.
Наш эксперт советует не гнаться за очень уж дорогой обувкой.
— Большие дорогие магазины закупают действительно фирменный товар. Но он безумно дорог и по качеству не соответствует той цене, по которой его продают. Если же брать магазины с низким уровнем цен (обычно они объединены в сети) и стоки, то качество продающейся в них обуви под большим вопросом. Кожа плохой выделки — отсюда и проблемы. Так что лучше пользоваться услугами так называемых демократичных магазинов, где продаются хорошо зарекомендовавшие себя марки европейских компаний.
И не стесняйтесь задавать продавцу как можно больше вопросов. Он обязан рассказать, из чего сделаны подошва, подкладка и внешнее покрытие ботинка, как правильно ухаживать за обувью. Честный продавец, не тая, расскажет и про реальную страну-производителя (если она не указана на обувной коробке).
ПОМНИТЕ: цена приличных по качеству зимних женских сапог начинается в районе 3—4 тысяч рублей.
Кожа на все времена
Отправляясь за покупками, подумайте, из какого материала (натуральная кожа, искусственная, комбинированная или современные фиброволокна) лично для вас обувь предпочтительнее.
Нина Гаврилова, например, фанат натуральной кожи:
— Это лучший материал для верха. Во время ходьбы наша стопа не только постоянно изгибается, в течение дня меняются ее размеры. Верх обуви из натуральной кожи благодаря своим упруго-пластическим свойствам не препятствует таким изменениям, очень хорошо принимает форму ноги, хорошо дышит, поэтому в кожаной обуви намного теплее.
Зимняя обувь из кожзаменителя внешне выглядит так, будто сделана из натурального материала. Но в местах сгиба быстро появляются морщины. Бывает, что носок и задняя часть сапога или ботинка делается из кожзаменителя, а все остальное — из натуральной кожи. Продавцы не всегда об этом предупреждают, поэтому будьте внимательны.
Искусственная кожа холодней на ощупь. К тому же в синтетической обуви нога не дышит и устает сильнее.
Можно выбрать нубук, но “прожиренный”, только его надо обработать водоотталкивающими средствами.
Сейчас появилось много современных материалов, по своим свойствам очень близких к натуральной коже. Если вам приходится много ходить по нашей слякотной зиме, надев такую обувь, вы не разочаруетесь. Ведь у натуральной кожи есть один существенный недостаток — она промокает. Современные волокна непромокаемы, в них нога хорошо защищена и от влаги, и от мороза.
Для зимних сапог очень важна “правильная” подошва. Ее обычно делают из резины, полиуретана, поливинилхлорида, термопласта. Все эти материалы водонепроницаемы и достаточно износостойки. Главное преимущество резины — зимняя обувь с такой подошвой меньше скользит. Но лучше всех справляется с гололедом термопласт. Правда, из-за него сапоги получаются тяжелыми.
ПОМНИТЕ: на зимней обуви подошва обязательно должна быть рифленой.
К верху сапога подошва может крепиться несколькими способами: с помощью клея, литья или прошивки. Последний способ самый надежный, но далеко не лучший.
— В эту строчку в прокол от иглы как раз и попадает влага. И никто швы не герметизирует — технологией это не предусмотрено. Так что чем меньше строчек, тем лучше. “Прошитую” обувь можно покупать, если подошва достаточно толстая. Клеевой способ крепления, пожалуй, для зимы самый подходящий. Но надо внимательно посмотреть, нет ли потеков клея в местах крепления. Есть? Товар сделан небрежно. Лучше купить другую пару.
Нелишние мелочи
Покупать обувь лучше во второй половине дня. Ведь к вечеру ноги имеют обыкновение слегка отекать.
В зимних сапогах или ботинках должно оставаться небольшое пространство между ногой и носком обуви. Но слишком свободная обувь в скором времени растаптывается.
Еще одна тонкость, касающаяся модельной зимней обуви, — каблуки. Во-первых, на высоком каблуке нельзя ходить целый день — так и до деформации стопы можно доиграться. Во-вторых, в сапогах на шпильках ваши шансы поскользнуться как никогда велики. Но уж если вы на них, как говорится, “запали”, не поленитесь проверить качество этих самых шпилек.
Не рекомендуется покупать зимнюю обувь с пластмассовым каблуком. Обязательно проверьте, надежно ли каблук закреплен. Надавите на подъем, если при этом он смещается назад, сапоги никуда не годятся. Если возможно, поднимите стельку. Каблук должен быть “посажен” на один шуруп и пять маленьких гвоздиков.
Как и что проверять