Фарфоровые инвестиции

Самые большие капиталовложения у художника по куклам — затраты на обучение и самосовершенствование

12 октября 2008 в 16:23, просмотров: 714

Мы часто пишем о том, как здорово иметь хоть и маленькое, но собственное дело. Еще интереснее заниматься бизнесом и творчеством одновременно. Одно из новых увлечений новой буржуазии — фарфоровые куклы. Преимущества инвестиционных вложений именно в подобные произведения искусства очевидны: они не горят и не теряют внешней привлекательности, фарфор может храниться столетиями, и при этом такая кукла украсит интерьер любого помещения.
О плюсах и минусах кукольного бизнеса художник-кукольник Ирина МАЛЮКОВА рассказала корреспонденту “МБ” Лилии КАМЫШЕВОЙ.

— Еще 10 лет назад в России не существовало такого понятия, как коллекционная, авторская кукла. Но на сегодняшний день в нашей стране данная отрасль развивается очень активно. Появляются новые школы кукольного дизайна, новые галереи, специализированные магазины. Все больше проводится выставок по данной тематике.

Хотя я хотела бы отметить, что нашему кукольному рынку пока далеко до западного. Там и художников-кукольников, и людей, ценящих данное искусство, гораздо больше.

— Насколько интересны куклы с точки зрения инвестиций?

— Покупка коллекционной, авторской куклы действительно может стать вполне выгодным вложением капитала. Ведь этот вид вложений гораздо доступнее, чем, допустим, коллекционирование картин или скульптуры.

Фарфоровые куклы хранятся столетиями, передаются из поколения в поколение, и с годами их цена только возрастает. Купив сегодня авторскую куклу за несколько сотен долларов, через пару-тройку лет ее можно продать уже в десятки раз дороже.

— Как много людей в нашей стране занимаются подобным искусством?

— В настоящее время сложилась достаточно большая группа художников-кукольников. Все они работают в разных техниках: пластик, папье-маше, дерево и другие. Но что касается именно фарфоровых кукол, то эта ниша практически не занята. Специалистов именно в данной сфере в нашей стране единицы. И объяснение здесь очень простое — создание фарфоровой куклы очень трудоемкий процесс.

Сначала художник вылепливает пластилиновую скульптуру, затем с нее снимается гипсовая форма, по которой выливается фарфор. Его нужно обжечь, потом опять снять гипсовую форму, снова обжечь. Затем детали куклы расписываются специальными фарфоровыми красками и снова обжигаются. После художник вставляет своей кукле глазки, делает ей тельце, шьет одежду, надевает паричок и приклеивает реснички.

При этом все эти процессы могут затянуться. Фарфор очень живой и капризный материал. Не дай бог, какой пузырек попал при отливке — придется начинать все заново.

— Есть ли у вас такие куклы, с которыми вы не расстанетесь никогда?

— За годы моей работы у меня было очень много выставок как в России, так и в странах Европы. Это были и специализированные выставки, посвященные куклам, и просто тематические. Например, посвященные балету. И вот, к 80-летию знаменитой балерины Майи Плисецкой я сделала ее портретную куклу — “Майя в балете “Айседора”. Слова, которые сказала Майя, когда увидела мою работу, стали самой лучшей похвалой моего труда. Она произнесла: “Именно так все и было”.

После этого я решила оставить эту работу себе и никогда ее не продавать. Это та кукла, которая будет передаваться из поколения в поколение в моей семье.

— Как организовать кукольное производство? Какие необходимы вложения?

— Я с самого детства недоумевала, почему наши обычные русские куклы настолько отличаются от западных, у которых и личики симпатичнее, и костюмы наряднее, и материал приятнее. Неужели наши производители, художники и дизайнеры не могут сделать лучше? 8 лет назад мне представился шанс доказать: могут. Моя подруга принесла мне объявление о наборе в одну из первых групп в России, где обучали мастерству создания авторской фарфоровой куклы. Но быстро научиться данному искусству не удалось. Пришлось до всего доходить самой: переводить немецкие профильные книги, брать уроки скульптуры у известных российских скульпторов, экспериментировать с дизайном, посещать лекции по истории искусства. Думаю, этот путь обучения бесконечен, необходимо постоянно совершенствоваться, узнавать новые техники дизайна, веяния моды.

Сегодня у меня дома, в обычной московской квартире, организована собственная студия по производству фарфоровых кукол. Благодаря чему я успеваю делать домашние дела и одновременно заниматься творческой работой. Конечно, это тяжело, но пока возможности организовать отдельное помещение нет, так как у меня маленький ребенок и за ним нужен глаз да глаз. Поэтому у меня в квартире электричество проведено и подключено таким образом, чтобы можно было пользоваться специальной профессиональной печью для обжига кукол.Большая комната в квартире выполняет еще и роль творческой мастерской — здесь очень много света, в том числе и специально подведенного искусственного, для того чтобы было как можно удобнее лепить.

Самые большие капиталовложения у художника, решившегося заняться фарфоровыми куклами, — затраты на обучение и самосовершенствование. Безусловно, немалые деньги уходят на закупку материала — пластилина, фарфора, гипса. Недешево стоит и специальная печь для обжига. Что же касается костюма куклы, то тут помогают знакомые бабушки и тетушки, которые с большим удовольствием отдают ткани, украшения, веками хранившиеся у них в шкафу. Использование антикварных тканей и кружев в авторской кукле не только эстетически красиво, но и гораздо больше ценится.

В целом объем первоначальных вложений каждый начинающий художник может определить для себя сам. И здесь много альтернатив. Так, для обжига фарфоровых форм можно купить специальную печь в Германии. А можно поступить проще — отдать пластилиновую форму на отливку профессионалам. Можно не покупать антикварные ткани в специализированных магазинчиках, а поспрашивать у знакомых бабушек о наличии таковых либо просто использовать современные материалы и аксессуары.

— Какова реальная себестоимость куклы?

— Следует учесть, что на производство только одного произведения у художника уходит от 1 и до 3 месяцев в зависимости от сложности задуманной работы. Себестоимость рассчитывается исходя из сложности работы (размер куклы, использованные ткани, кропотливость работы). Наверное, минимальная цена куклы — это 100 у.е., а потолка здесь уже нет.

При этом все творческие люди сталкиваются с проблемами взаимоотношений в галереях. Художники и галеристы смотрят на кукол разными глазами. Художник видит в своей работе идею, красоту, преподносит свое видение мира. Галеристы думают о том, как продать эту работу, как должна выглядеть кукла, чтобы ее купили. С одной стороны, художники часто получают замечания от галеристов, обижаются на них, уходят в депрессию, замораживают свою творческую деятельность. Но и без галеристов, без их советов не обойтись. Ведь именно они следят за веяниями моды на произведения искусства и четко угадывают, какую куклу непременно купят.
Как и на всяком рынке, среди фарфоровых кукол довольно часто встречаются подделки. Неспециалисту отличить подделку от настоящей авторской работы можно только по знаку художника на кукле и прилагаемому сертификату. Остальное — на совести галериста и вашей интуиции, потому что каких-то единых стандартов в авторской кукле нет.



Партнеры