От быта не быть сытым

Спрос на бытовые малые предприятия превышает предложение

За границей труд часовщиков, металлоремонтников, чистильщиков обуви и трубочистов почетен, востребован и соответствующе оплачивается обществом. В России пока все наоборот. Если при СССР филиалы фирмы “Заря” были в каждом городе и районном центре, то сегодня о подобном мультисервисе не мечтают даже москвичи. Клининговые сервисы и “мужья на час” удовлетворяют лишь малую толику населения. В столице явный дефицит обувных и металлоремонтных мастерских, а расценки на химическую чистку одежды и профессиональную стирку белья пугают даже богачей.

В США бытовым обслуживанием населения занимаются тысячи мелких компаний, семейных предприятий и фирм среднего размера. Более 2 млн. граждан Америки трудятся именно в сфере быта. Благодаря высокой конкуренции и огромному предложению цены на химическую чистку одежды, стирку и глажку белья, ремонт автомобилей и набивку каблуков в разы ниже российских. Поэтому здесь, как, впрочем, и в странах Западной Европы, уже давно сформировалась особая культура потребления бытовых услуг. Ввиду их доступности домохозяйки и работающие бизнес-леди, одинокие холостяки и пенсионеры давным-давно не только ветровки и пуховые пальто не стирают дома, но и в прачечную и химчистку тащат детские колготки, мужнины носки и носовые платки.

В России быта нет

В нашей стране подобный коммунизм закончился почти 20 лет назад. Во времена СССР развитие сферы бытовых услуг являлось одним из основных показателей роста народного хозяйства и стабильного увеличения благосостояния населения. Еще в далеком 1965 году руководство страны организовало специальное министерство бытового обслуживания населения, а также самостоятельные управления бытового сервиса. В 1970 году бытовые сервисы СССР оказывали согласно утвержденным перечням и прейскурантам более 450 видов бытовых услуг на сумму свыше 4 млрд. рублей. К началу 80-х годов в сфере быта было зарегистрировано более 300 тыс. предприятий и приемных пунктов, на которых трудились более 1,7 млн. советских граждан. Если в США в конце 70-х — начале 80-х годов самыми востребованными бытовыми сервисами были ремонт и мойка автомобиля, то советские люди из “бытовки” более всего жаловали парикмахерские услуги, услуги по ремонту квартир и сложной бытовой техники, а также по ремонту и пошиву одежды.

Чем выше благосостояние общества, тем меньше его гражданам хочется стоять у плиты, убираться в квартире, стирать белье и одежду, забивать гвозди в стену.

На все должны быть специально обученные люди. Россияне, а в особенности москвичи, давно готовы к нашествию производителей бытовых услуг. В 2000 году среднестатистический россиянин мог потратить на бытовое обслуживание не более 0,7— 2% своего ежемесячного дохода. Сегодня почти каждый второй столичный житель рад расстаться даже с 10% своего заработка, лишь бы “добрые” люди избавили его от повинности клеить обои, красить стены, менять краны, стирать белье и одежду и даже просто бегать по магазинам за продуктами.

Титаники бытового обслуживания

Какова же реальная “бытовая” обстановка? Оказывается, в отличие от стран Запада химчистками и клинингом в нашей стране занимаются отнюдь не “малыши”. До 63% компаний, задействованных в сфере мультисервисных услуг, —  это крупные и средние предприятия. Семейным компаниям и индивидуалам принадлежит всего 13% этого рынка.

При этом в Европе бытовая сфера бизнеса находится в постоянном движении и росте. И здесь плодятся не только трубочисты —  к слову сказать, одна из самых почетных и высокооплачиваемых рабочих специальностей в Лондоне. На радость европейских и американских граждан трудятся и высокотехнологичные компании, и рекламные агентства, и дизайнерские бюро. Все они постоянно придумывают новые химические формулы, создают абсолютно новаторское оборудование, разрабатывают и претворяют в жизнь оригинальные рекламные ходы. Казалось бы, в странах с развитой экономикой люди довольно богаты и обеспеченны, а значит, могут позволить себе и новую пару обуви раз в сезон, и новую сорочку раз в неделю. Ан нет, скупые американцы и европейцы бдительно следят за состоянием своих костюмов, курток, туфель и сапог, вовремя меняя набойки, обрабатывая антиводным покрытием и заделывая мелкие трещинки. Наши предприниматели осваивать данный сектор рынка не торопятся. Удельный вес бытовых услуг в общем объеме сервисного обслуживания населения и в 2000-м, и в 2007 годах не превышал 11%.

Более того, число ателье (цехов и мастерских), а также ремонтов обуви за годы рыночной экономики сократилось в целом практически в 2— 3 раза.

Дорогое удовольствие

В нашей стране бытовое обслуживание населения - не очень доходный бизнес. Его рентабельность всего 7— 10%. По сравнению с торговлей, от 70% и выше, или производством, не менее 50%, такой показатель скорее разочаровывает, нежели привлекает желающих открыть собственное дело на ниве быта.

И секрет тут вовсе не в лени предпринимателей. Возьмем ту же Москву. Стоимость аренды коммерческих площадей в нашем городе на уровне Лондона и Токио. Коммунальные услуги тоже недешевы. При этом в стране полностью отсутствует собственная база для бытового сервиса: нет ни отечественных химических препаратов, ни специального оборудования. Нет и специалистов: ПТУ и техникумы растерялись по дороге из СССР в Россию.

Государство не устает говорить о развитии данного сектора экономики, обещает “шоколадные” условия. На деле льготы достаются единичным малым предприятиям. Остальным пионерам бытового дела приходится довольствоваться кабинками на перекрестках и людных улицах да маленькими закутками в переходах метро.
Благодаря такой “заботе” зимнее хранение меховых изделий в специально охлаждаемых комнатах, химчистка шуб и дубленок, профессиональная фото- и видеосъемка семейных праздников —  удовольствие, доступное лишь 10— 15% москвичей.

Муж на час: интим не предлагать

Благодаря крупным компаниям, имеющим серьезные складские и офисные помещения, которые необходимо периодически доводить до блеска, а также любви россиянок к маникюру-педикюру, стрижкам да укладкам, бытовой сервис пока хоть как-то держится на плаву.

Ежегодная выручка бытовых предприятий в Москве —  от 49 и до 60 млрд. рублей. Такие социально значимые и действительно необходимые наименее обеспеченным гражданам бытовые услуги, как ремонт одежды и обуви, часов и бытовой техники, занимают в общем вале бытовых доходов всего 10 — 12%.

Наиболее часто предлагаемые услуги, пользующиеся спросом у уже более обеспеченной публики, —  это ремонт и строительство жилья, техническое обслуживание и опять же ремонт автотранспортных средств, парикмахерские и ритуальные услуги. Самыми невостребованными на сегодняшний день услугами являются ремонт и индивидуальное изготовление мебели, а также пошив одежды.

Лидерами отрасли стали клининговые предприятия и “мужья на час”, они кладут себе в карман ежегодно от 32 и 40 млрд. рублей. И это только в Москве. В основном и в столице, и на периферии подобный сервис представлен либо специализированными крупными сетевыми компаниями, либо в качестве дополнительного заработка, но опять же у больших фирм. И тут все логично.

Строительство —  одна из самых доходных и востребованных услуг. В связи с чем крупные компании, имеющие финансовые, трудовые и материальные ресурсы, постепенно входят и в традиционную нишу малого бизнеса —  бытовую. Благодаря собственным наработкам — наличию офисов, дизайнеров, раскрученных сайтов, строитель помимо выполнения крупных ремонтных и строительных заказов начинает монополизировать и рынок мелкого бытового сервиса и ремонта. Компании “Муж на час” увеличивают свои объемы ежегодно не менее чем на 25 — 30%. Несмотря на довольно кусающиеся цены от 700 — 1000 рублей за 1 час работы, временные “мужья” очень востребованы. Более того, россиянки постоянно требуют расширения сервиса. Бизнесмены рассказывают истории о том, как им звонили одинокие дамы с просьбой за деньги одолжить их сотрудников для похода в кино или ресторан. Правда, пока “почасовые мужья” эскорт-услуг не оказывают.

Доминируют крупняки и сетевики и на рынке клинингового сервиса. Ситуация та же —  только большая фирма может позволить себе содержать солидный офис, поддерживать хороший сайт в Интернете, иметь набор самого современного чистящего оборудования, большой штат сотрудников и самое главное —  службу безопасности. Непроверенного, взятого с улицы человека убирать чужую квартиру не пошлешь. Маленькие фирмы на данной ниве, как правило, быстро прогорают. Их сотрудников очень быстро вербуют хозяева офисов и квартир. Единожды заказав уборку через фирму, они напрямую договариваются с мойщиками и уборщицами, минуя предпринимателя, содержащего сайт, офис и оплачивающего прочие расходы. А возможности для постоянного обновления штата и мелких фирм более чем ограничены.

В таких условиях об освобождении российских женщин от бытового рабства говорить преждевременно. И в этом, и в будущем году только жены новых русских смогут позволить себе нанять профессионального повара для приготовления торжественного ужина, женщину, способную до блеска начистить квартиру. Что и говорить, даже мужнины рубашки и брюки большинство из нас предпочитает стирать вручную, а шубу и дубленку засыпать нафталином и закидывать мешочками с лавандой ? так пока дешевле и проще для семейного бюджета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру