“Пир во время чумы”

В Мюнхене прошла Expo Real-2008

13 октября 2008 в 16:34, просмотров: 674

Международная выставка недвижимости Expo Real-2008, состоявшаяся на прошлой неделе в Мюнхене, могла бы послужить наглядной иллюстрацией известного выражения “пир во время чумы”. Внешне ничего не изменилось: масса красивых макетов, буклетов, много солидных людей в строгих костюмах. Однако стоило прислушаться к разноязыкой болтовне, и ухо однозначно улавливает слово “кризис”.

В день открытия выставки стало известно о возможном банкротстве Hypo Real Estate (HRE) — одного из ведущих международных банков по финансированию проектов в сфере недвижимости. В прошлом году на стенде HRE чиновников, бизнесменов и журналистов из России встречали как дорогих гостей. Угощая бутербродами, банкиры с удовольствием рассказывали о проектах в нашей стране: начиная с 2005 года банк активно занимался рефинансированием проектов в области офисной и складской недвижимости. Одна из самых крупных сделок была заключена с компанией “Международное логистическое партнерство” (МЛП), которая получила от HRE кредит в размере $300 млн. на строительство двух складских комплексов под Москвой и Санкт-Петербургом.

Впрочем, на этот раз представители HRE не были настроены ни на кофе, ни на разговоры. Однако вскоре стало известно, что правительство Германии все-таки приняло решение спасти один из крупнейших банков страны. HRE была предоставлена кредитная линия в размере 50 млрд. евро, 26 млрд. из которых — средства государства. Однако на настроение участников выставки это обстоятельство никак не повлияло. Немцы даже не стремились казаться вежливыми: все вопросы российских журналистов остались без ответов. 7 октября стало известно, что в отставку подал председатель правления HRE Георг Функе.

Драма Hypo Real Estate, развернувшаяся на фоне неоновых стендов и интерактивных экспонатов выставки, стала знаковым событием Expo Real-2008, обнажившим всю глубину падения европейского рынка недвижимости. Российские участники форума храбрились, но даже беглого взгляда на их экспозицию было достаточно, чтобы понять: кризис никого не обошел стороной. “Если в прежние времена мы приезжали сюда искать партнеров для будущих проектов, то теперь ищем деньги на рефинансирование нынешних”, — признался “ЭВ” представитель известной девелоперской структуры. Практически ни одна компания не привезла в Мюнхен новые проекты. А некоторые в последний момент и вовсе решили ограничиться буклетами и “говорящими головами”. Особенно трогательно смотрелся среди российских выставочных стендов бар Absolute, в котором девелоперы заливали грусть и тоску по тем временам, когда перекредитоваться на Западе было так же просто, как пожарить яичницу. Злые языки поговаривали, что одноименный бар появился вместо экспозиции группы “Абсолют”, которая в прошлом году презентовала в Мюнхене крупные проекты по застройке территорий вдоль Киевского и Боровского шоссе общим объемом инвестиций $10 млрд. Однако официального подтверждения этой информации “ЭВ” найти не удалось. Присев за столик бара, обозреватель издания услышал типичный для Expo Real-2008 монолог застройщика, которого “послали в Сбере, ВТБ и Райффазене”. Его сосед отвечал рассказом о сокращении штата компании на 40% и загубленном отпуске: “Представляешь, хотели на месяц съездить в Латинскую Америку, все визы поставили, а шеф говорит: если хочешь у нас дальше работать, сиди и не рыпайся. Но зарплату, наверное, все равно снизит”.

Оптимизм в Мюнхене излучали разве что представители международных консалтинговых агентств. Согласно их отчетам, иностранные инвестиции в российскую недвижимость на фоне кризиса не падают, а растут: только по итогам первой половины 2008 года они достигли $4,45 млрд, из которых 74% приходится на Москву. “Это на 25% больше, чем за тот же период 2007 года”, — утверждают в Jones Lang La Salle. Всплеск интереса к Москве эксперты объясняют возможностью приобрести уже готовые офисные объекты, которые в течение ближайших 3—4 лет гарантируют инвестору неплохую доходность. “Весь объем инвестиций складывается из нескольких крупных покупок”, — объясняют они российское инвестиционное “чудо”. 30% этого объема в первом полугодии 2008 года обеспечил немецкий инвестфонд KanAm Grund. В марте он объявил о приобретении за $900 млн. офисных площадей бизнес-зоны “Павелецкая”, а в июле за $600 млн. немецкими инвесторами был выкуплен бизнес-центр Citydel на Земляном Валу. В кулуарах выставки не скрывали, что дебют KanAm Grund в Германии признан очень удачным, и теперь к выходу на российский рынок готовятся еще два-три немецких инвестфонда, которые надеются, воспользовавшись ситуацией, стать собственниками топовых офисных объектов в Москве, приобретя их по минимальной цене.

Впрочем, не одни немцы такие умные. За офисными площадями в столице продолжают охотиться их коллеги из Великобритании, Финляндии, Швейцарии и т.д., а также российские компании, обладающие собственными финансовыми ресурсами. Финская Sponda недавно приобрела бизнес-центр класса А “Дукат Палас-2” на улице Гашека за $185 млн. В 175 млн. “зеленых” обошлась Intercessia покупка 23-этажного “Нефтяного дома” на проспекте Вернадского. Оба объекта присутствуют на рынке с конца 90-х годов и полностью “заселены” арендаторами. Расширить свое присутствие на московском рынке намерена также датская Baltic Property Trust Group (BPT), владеющая 400 тыс. кв. м в Скандинавских странах и странах Восточной Европы. Ранее в этом году фонд уже приобрел первую очередь многофункционального комплекса “Кантри Парк”, офисы в котором имеют такие известные компании, как SC Johnson, Yokohama, Nokian Tyres, Nutricia, Volvo и т.д., а теперь присматривается ко второй очереди общей площадью 11,4 тыс. кв. м, состоящей из офисных площадей и апартаментов.

Российские участники Expo Real-2008 не скрывали, что западные инвесторы заходили на их стенды лишь с одной целью — найти готовые объекты, привлекательные для инвестиций. “Все, что им нужно, — это стабильный доход и высокие дивиденды. Незавершенные проекты и земельные участки под коммерческую и тем более жилую застройку никого не интересуют. Попробуем попытать счастья на следующий год”, — говорили они, упаковывая в коробки громоздкие пластиковые макеты.



Партнеры