Кризис пробкам не помеха

За год заторы съедают у москвичей 18 дней

15 октября 2008 в 17:58, просмотров: 741

Громкие заявления о неминуемом транспортном коллапсе в Москве делают уже не только политики-популисты, но и серьезные ученые. Мнения расходятся только в сроках наступления автопаралича. И вот — новый поворот.

Одна из версий последних дней тянет на сенсацию: коллапс может быть значительно отсрочен из-за глобального финансового кризиса. Снижение покупательной способности граждан приведет к сокращению автомобилизации, а значит, ситуация на дорогах улучшится. Так ли это? “МК” решил узнать, какие прогнозы дают эксперты.

Заторный характер

Таких пробок Москва еще не видела. Нынешняя осень побила все рекорды по длине автомобильных заторов и количеству машино-часов, потерянных горожанами в простаивании на дорогах. Еще пару лет назад ранним утром пробок можно было не опасаться, а нынче в 6.00 МКАД встает намертво, и к семи-восьми часам заторы добираются и до центра. Измерять силу московских пробок стало модно не в баллах, а в километрах. Звучит это примерно так: “Совокупная длина пробок превышает 500 км”.

Специалисты “Мосгортранса” подсчитали, что за последний год общее количество задержек транспорта в Центральном округе выросло на 20%, а в среднем по городу — от 10 до 20%. В столице каждый день происходит до 200 серьезных заторов (в 2007-м было 160—170), в каждом из которых москвичи теряют около 40 минут. Исходя из этих данных, мы решили узнать, сколько времени проводит в пробках среднестатистический горожанин в стандартной ситуации — если он попадает в одну пробку по дороге на работу и в одну — с работы.

Простые подсчеты показывают: каждый день из жизни простого москвича выпадает 1 час 20 минут, за неделю (если не считать субботы) — 8 часов, а в месяц — 36 часов, то есть полтора дня! О том, что в год каждый из нас теряет 18 суток (не говоря уже о нервных клетках), даже и думать не хочется.

Куда смотрят гаишники?

Мы находимся в центре телеавтоматического управления движением столичного Управления ГИБДД. Благодаря системе “Старт”, охватившей всю Москву, дороги — как на ладони. В большом зале — десятки экранов, на которые в режиме онлайн поступает картинка с Садового кольца и вылетных магистралей. Как только где-то случается затор, дежурные сразу же принимают меры (меняют режим светофоров, регулируют движение вручную или высылают патрули, если серьезная авария). Кстати, “Старту” в октябре исполняется 25 лет, с чем мы поздравляем всех сотрудников ГИБДД, задействованных в этой работе.

— Как показывает статистика, ежегодно в городе прибавляется 10—12% машин, и последний год не исключение. Транспорта стало больше, и мы это отчетливо видим, — говорит наш сопровождающий, начальник отдела оперативного управления движением транспорта УГИБДД Москвы Максим Лагашин.

Мы с Максимом Лагашиным смотрим в “прямой трансляции”, как движется Москва (дело происходит в 11.30). В центре существенных затруднений движения нет — массовый въезд людей произошел. Кое-где транспортный поток движется неспешно. Вот нерадивый водитель бросил машину во втором ряду, из-за этого не может проехать троллейбус, за ним выстраивается хвост из автомобилей. Кстати, главной причиной пробок гаишники считают именно неправильную парковку. (Но ведь альтернативы водителям власти не предлагают — добавим от себя.)

Скопление транспорта наблюдается и на выездах из тоннелей. Спецы объясняют: каждый водитель на одну-две секунды притормаживает, чтобы привыкнуть к свету, и скорость движения потока замедляется. Поэтому тоннели невольно становятся виновниками заторов. Затруднено движение в начале Маросейки — впрочем, там всегда трудно: улица узкая, рядом станция метро “Китай-город”. А на большинстве участков пока складывается, говоря языком гаишников, рабочая обстановка.

Жители центра говорят, что самые большие пробки — у них. Обитатели окраин уверены, что им приходится еще тяжелее. “Кто прав?” — задаю вопрос Максиму Лагашину.

— Правы все. И у всех наверняка найдутся претензии — к сотрудникам ГАИ, к коммунальщикам (не залатали колодец, не заасфальтировали улицу). Говорить о том, где лучше, а где хуже, я бы не стал. Москва — большой растущий город. Нужно просто быть взаимно вежливыми, повышать культуру вождения, выполнять требования знаков. Необходимо изучать свой город, не лениться открывать карту, чтобы посмотреть, как можно проехать в нужное место разными способами.

Есть ли закономерности в образовании пробок? Конечно. Многие водители давно поняли, что наиболее загруженными днями для центра города являются вторник и четверг. Летом, а также по пятницам в хорошую погоду наблюдается большой отток транспорта по вылетным магистралям в направлении области. В воскресенье центр города пустой, а на въездах не протолкнуться, стоят многокилометровые пробки. Есть и другие тенденции, которые стали намечаться совсем недавно. Раньше самые большие пробки на московских улицах были с 8.00 до 10.00 и с 18.00 до 20.00. Сейчас стало по-другому — и утренние пробки растянулись по времени, и вечерние заторы начинаются раньше. “Сказывается растущее количество транспорта”, — комментирует г-н Лагашин.

Машин меньше не станет

К слову, о растущем количестве транспорта. Ряд экспертов предполагают, что финансовый кризис может сослужить Москве добрую службу. Как сказали “МК” в нескольких столичных автосалонах, банки весьма неохотно дают кредиты, а посему за последний месяц продажи автомобилей сократились в среднем на 30%. “Кризис бьет по нашему карману, но спасает город от пробок”, — резюмировали в одной фирме.

Как считает аналитик крупного московского банка Константин Калевич, если до конца года правительству не удастся справиться с негативными явлениями, связанными с глобальным финансовым кризисом, экономическая ситуация будет еще хуже, чем после дефолта 1998 года. Гражданам станет не до покупки новых автомобилей. Кто-то откажется от использования личного транспорта из-за дороговизны бензина и ремонта. Получается, количество машин на дорогах со временем уменьшится?

— Пробки пришли в Москву навсегда, — уверен профессор МАДИ Евгений Лобанов. — Уменьшение продаж машин никак на них не скажется. На улицы и без кризиса выезжает лишь каждый третий, а то и четвертый автовладелец. Есть такое понятие: отложенный спрос на использование автомобиля, когда владелец им не пользуется, понимая, что либо опоздает, либо некуда будет припарковаться. В разное время года от перемещения на личных машинах отказываются от 20 до 80% автовладельцев.

Единственное исключение — самый пессимистический вариант развития событий, когда доходы людей упадут в несколько раз. И тогда пробки отступят. Но в любом случае — лишь на короткое время.

— Давайте посмотрим объективно: в нынешних условиях машина нужна только для поездок за город, — говорит зав. лабораторией градостроительных исследований МАрхИ Федор Кудрявцев. — Но многое упирается в самоощущение человека. Машина для людей — символ престижа и будет еще долго им оставаться.

— Разве москвичи не переросли это ощущение?

— Нет, что вы! Мы это быстро не перерастем. К тому же потребление активно культивируется. Некоторая передышка в результате кризиса, конечно, будет. И у властей есть шанс попытаться поменять сознание горожан. Знаете, как в Дании удалось снизить автомобилизацию? По-тихому — власти никому об этой кампании не объявляли. Где-то ограничили въезд на машинах, где-то оборудовали дорожки для велосипедов. И им удалось добиться цели.

Но вряд ли Москва сможет повторить опыт Дании, — оговаривается г-н Кудрявцев, — слишком разные масштабы. В Первопрестольной очень высокая плотность застройки. Зимой и летом пробки гарантированы — автомобилей в городе намного больше, чем могут пропустить улицы. Чтобы приблизиться к нормативам в нынешних условиях, нужно построить минимум 400 километров дорог. Но даже при нынешних темпах возведения дорог (кстати, достаточно высоких) город прирастает лишь 18 километрами трасс в год. Значит, тот самый минимум мы получим аккурат к 2030 году. Но к тому времени домов станет еще больше — и дорог снова будет не хватать.

Впрочем, не стоит заглядывать так далеко, когда все признаки транспортного коллапса налицо. И если власти не спешат решать проблему (не на словах, а на деле развивать общественный транспорт, вводить выделенные полосы для автобусов, строить стоянки и т.д.), остается уповать только на форс-мажор.

СПРАВКА "МК"

Средняя скорость движения по городу на наземном транспорте составляет от 13 до 17 км/ч. Обеспеченность парковками в разных районах Москвы — от 20 до 40%.



Партнеры