Кремль на замке

Почему нельзя попасть в главные музеи страны

16 октября 2008 в 15:13, просмотров: 2106

Иностранным туристам жизнь в Москве давно не кажется малиной. Дорогие отели и магазины, растущие цены на авиабилеты, трудности с регистрацией. А с недавних пор им стало практически невозможно попасть в главные музеи страны… Впрочем, это касается и самих россиян.

На днях ко мне приехала подруга из Франции. В Москве она была впервые, так что я сразу составила для гостьи план. Хорошенько обдумав, что показать своей “шер ами”, я выделила несколько мест. Первым в моем плане был Кремль. Очень уж хотелось подружке посмотреть, где жили российские цари и где работает наш президент. Сказано — сделано! И мы отправились в центр города…

На часах нет и 12.00, а в субботний день очередь у Кутафьей башни выстроилась аж до Манежа. Оказалось, экскурсии проходят строго по расписанию: в 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30. Билеты продают за час до экскурсии.

Отстояв два часа, мы узнали, что билетов в Оружейную палату нет. А есть только экскурсия к соборам Кремля. Правда, гидов тоже нет: “Идите, девочки, сами смотрите, и скажите спасибо, что вам билетов хватило!” Оказалось, смотреть, кроме Царь-колокола и Царь-пушки, практически не на что. Большая часть территории Кремля перегорожена, а один из соборов вообще закрыт на реставрацию…

На следующий день решили прийти пораньше, чтобы попасть в Оружейную палату.

В 11 утра было не протолкнуться. Пока стояли в длинном хвосте, выяснили, что половина стоящих — представители турагентств, выкупающие билеты. Билет, который стоит 650 рублей, купить нам удалось, но тут снова появилась проблема. Взять гида опять невозможно: их нет.

— А можно присоединиться к какой-нибудь группе? — наивно спрашиваем мы.

— Да вы что?! — возмутилась кассирша. — У нас групповые экскурсии за месяц люди заказывают!

И предложила взять аудиогид за 900 рублей. Выбора у нас не было. Надев неудобные жесткие наушники, идем в залы музея. В ушах заунывный голос читает скучнейшую лекцию, к тому же с плохим звуком. В общем, через 10 минут мы наушники сняли и решили насладиться экспонатами в тишине.

Удивительно, но в залах музея было почти пусто! А мы-то ожидали увидеть толпу туристов, ведь у касс стояли огромные очереди…

Гиды в опале

Заинтригованная, я решила позвонить в турагентства и выяснить, возможно ли попасть в главный музей страны тогда, когда хочешь, и не стоять в очередях. Оказалось, нет.

— Вы можете прийти сами и, если вам повезет и хватит билетов и гидов, все же попасть в Оружейную палату. Но если вы не хотите рисковать и стоять в очереди с раннего утра, можно заказать экскурсию через турфирму. Но! Не позже чем за месяц! Заявки на экскурсии от агентств в тот же день музей не принимает! Минимум за четыре рабочих дня. Но на практике уже за месяц билетов нет! Особенно летом, — огорошили меня в первой же турфирме.

— И гида у вас можно заказать?

— Можно, только это будет дороже, ведь каждый клиент, идущий на экскурсию со “своим” гидом, платит Кремлю деньги за “право ведения”. Кроме того, если в группе есть хотя бы один иностранец, а остальные — россияне, придется взять гида с английским.

— Не проблема, он ведь по-русски тоже говорит.

— Вы не поняли, девушка: гид имеет право проводить экскурсию только на одном языке! Иначе его лишат лицензии!

— А если это группа украинских туристов?

— Все равно на английском! У нас был случай, когда у туристов в музее стали проверять паспорта! Они россияне, а гида взяли для иностранцев, другого тогда не оказалось…

В следующей фирме, которая специализируется на экскурсиях для иностранцев, мне подтвердили:
— Экскурсия в музеи Кремля — хит №1 у иностранцев. Но мест на них нет уже за месяц! При этом неофициальные делегации в музей допускают без очереди. В результате такого длительного ожидания многие туристы отказываются от экскурсии.

— Я понимаю, что желающих попасть в Кремль много, но ведь не больше, чем в Лувр или Тауэр! В чем причина?

— В отличие от европейских музеев пропускная способность московского строго ограничена — только 4 экскурсии в день. Руководство музея менять распорядок не хочет, говорит, что им важны экспонаты, а не туристы. Правда, непонятно, чем именно вредят посетители музейным реликвиям. Ведь большинство экспонатов содержится под стеклом, при определенном температурном режиме. Разве что туристы засматривают их до дыр?!

О том, что руководство музея делает работу агентств почти невозможной, я слышала не раз. Причина непонятна: агентства приводят туристов, покупая билеты в самом музее, и, даже если они билеты возвращают (за что следует штраф в 100%), музей продает их в кассе. Получается, Кремль ничего не теряет, а наоборот, зарабатывает, но тем не менее придумывает все новые сложности для своих партнеров.

— Чтобы выкупить билеты в Оружейную палату заранее, надо привезти три бумаги, — говорит владелец турфирмы Олег. — Количество людей в группе менять нельзя ни в плюс, ни в минус. Кроме того, большая группа не может разбиться на две. Доверенность выписывают только на одну. А чтобы получить ее, нужно ждать еще месяц!

С этого года агентства строго штрафуют за возврат билетов. Если заказано 10, а один турист заболел, турфирма платит штраф 100%!

— Но почему в музее нет гидов? Куда же они все делись?

— В самом музее гидов немного. А гиды, работающие в Кремле по договору, каждые полтора года пересдают экзамены (за свой счет) в Ассоциации гидов-переводчиков и не имеют права в это время работать, — рассказывает гид Марина. — После экзаменов гид получает временную лицензию Кремлевского музея. Но во всем мире гиды получают лицензию раз и навсегда. К тому же российские экскурсоводы — лучшие в мире. Зачем им пересдавать экзамены так часто? Или музей сомневается в качестве обучения, за которое сам же дает лицензии?..

Но и это еще не все. По правилам Кремля гид-“иностранец” не имеет права проводить экскурсию в Оружейной палате на русском языке! Гиды просят разрешение сдавать экзамены на русском и на английском и получить двойную лицензию на право ведения на двух языках. Но это запрещено! Только что-то одно! Кто и зачем придумал такие правила — неизвестно.

— При этом в самом музее острая нехватка гидов, особенно владеющих редкими языками. А даже дорогих аудиогидов на всех не хватает!

Немудрено, что многие турфирмы отказываются работать в таких условиях. Но что делать тем, кто работает на прием иностранцев и для кого отказать в экскурсии по главному музею России — значит признаться в собственной профнепригодности? Приходится терпеть.

— Часто мы вынуждены отказывать туристам в экскурсии! На вопрос иностранцев: “Почему?” — мы только разводим руками. Не объяснять же им все эти премудрости. Видимо, территория Кремля настолько заповедна, что иностранным туристам доступ туда решили максимально сократить.

“Дирекция слишком высоко”

С этого года в музее действует еще одно новшество. Раньше можно было купить отдельно экскурсию и отдельно гида. Теперь гиды работают только по договору с агентствами, причем с теми, которые выберет само руководство музея. Как будто государственный музей — их личное предприятие.

Гиды даже не могут помочь туристам купить билеты, как в других странах. На вопрос, почему это происходит, руководители турфирм пожимают плечами.

— Дирекция музея слишком высоко от нас и от нужд туристов, — продолжает Олег. — Мы работаем с музеем Кремля много лет, за это время были разные формы отношений, но такого не было никогда.

Как известно, возглавляет музей дочь первого космонавта Елена Юрьевна Гагарина. Видимо, по ее мнению, все агентства — спекулянты, которые наживаются за счет музея. А значит, надо сделать так, чтобы билетов им доставалось как можно меньше. Хотя на деле билеты в Кремль продаются турфирмами с наценкой только за услуги гида.

— Почему бы вам не объявить музею бойкот? Может, потеряв туристов, они задумаются? — спрашиваю представителя фирмы.

— В турбизнесе, как и в любом другом, есть крупные компании, которые хотят, чтобы исчезли мелкие. Эти “киты” не пойдут на бойкот! А мы не можем даже выступить с предложением об упрощениях, потому что боимся, что нас выкинут из списка агентств, работающих с музеем. А это наш хлеб.

— Видимо, музею вполне хватает тех туристов, которые есть?

— Тогда почему он до сих пор не оснащен компьютерной системой? Все финансовые потоки отражаются только через три дня! Нередко в музее теряли деньги турфирм или зачисляли их на счета других компаний по ошибке, так как нужного программного обеспечения нет! Почему — вопрос не к нам.

Да, в Кремле проходят выставки и создана виртуальная экскурсия по музейным залам, но на этом достижения заканчиваются.

— Многие экспонаты постоянно где-то за границей или на реставрации. Полную экспозицию вы не увидите!

Соборы постоянно на реконструкции. Даже кондиционеры в помещениях не работают. Пропускная способность музея оставляет желать лучшего, при этом обеденный перерыв длится 1,5 часа. Сократить его, освободив время для еще одной экскурсии, руководство музея не хочет. А ведь это дополнительные деньги, которые можно потратить на реставрацию, на зарплаты музейным работникам, на компьютерное обеспечение.
Территория Кремля закрывается в 17.00, хотя летом все музеи работают до 18.00—19.00. Посетители, выйдя из музея, хотят погулять по Кремлю, но их гонят к выходу!

Если музею не нужны деньги, пусть сделают аудиогиды дешевле, наймут еще экскурсоводов. Но этого же не происходит. Почему? Для нас это тайна мадридского двора…

Пропавшие зонтики

Театр начинается с вешалки. Музей — тоже. В Кремле с этим строго — сначала надо пройти через металлодетектор, затем сдать в гардероб верхнюю одежду, сумки и мобильные телефоны. Но вот музейные гардеробщицы — особая статья. Таких склочных и хамоватых женщин в культурных заведениях столицы больше нет! Видимо, здесь они сохранились в качестве своеобразных экспонатов, представляющих советскую эпоху.

Почти каждый отзыв о посещении музея в Интернете содержит информацию об этих божьих одуванчиках.
“Больше всего поразило ХАМСТВО на каждом углу. Невежливые билетерши, гардеробщицы, охранники... Я понимаю, что Кремль — “наше все”, но как не хочется возвращаться в совок! Ольга, 38 лет”.

“Одно только “но”. Это, конечно же, гардеробщицы. И в первый наш визит, и во второй вели себя по-хамски, картина не меняется. У них там строгое разделение — кто обслуживает Алмазный, кто Оружейную, а кто группы. Мария”.

“Кто-то подошел близко к экспонату, и сработала сигнализация. Сотрудница музея стала так орать на детей, что перекрыла вой сирены. Дети, конечно, только посмеялись, но нам, взрослым, было ужасно стыдно. И это в главном музее страны! Людмила Борисовна”.

— Все это правда, — рассказывает гид-экскурсовод Анна. — Расскажу только одну историю. Ее знают уже все агентства, работающие с музеем, так что секрета я не открою. Однажды на электронную почту нашей фирмы пришло яростное письмо от администрации музея. Мол, гиду Х запрещен вход на территорию музея и проведение экскурсий! Гид Х лишен лицензии и т.п. Я хорошо знала гида Х, мы работали вместе, и я решила позвонить ему, выяснить, что стряслось. Оказалось, во время экскурсии он со своей группой сдал в гардероб вещи и зонтики. На обратном пути вещи туристам вернули, а зонты куда-то бесследно пропали! Мало того, одному из туристов выдали чужую куртку. Конечно, гид не выдержал и стал выяснять у гардеробщиц, куда делись вещи его туристов. В итоге старушки накинулись на гида, накричали на него и сорвали с его шеи лицензию! В общем, полный беспредел! А на следующий день во все фирмы, с которыми работал экскурсовод, пришли письма. Потом, правда, в музее разобрались и извинились перед гидом, но вот разослать извинения его партнерам почему-то забыли. И человек потерял многих клиентов…

“А вдруг скажут глупость!”

— Мы хотим работать нормально, — жалуются как один партнеры музея Московского Кремля. — В Москве и так много сложностей для иностранцев, зачем делать посещение нашей столицы еще более неприятным?

Мы решили задать этот вопрос директору музея. Но Елена Юрьевна для “МК” всегда была “занята”. А вот ее заместитель Валентина Михайловна Кобрина все-таки дала свой веский комментарий.
— Кремль не резиновый! Всех вместить мы не можем!

— Но в залах Оружейной палаты почти нет людей! При этом попасть в него группам очень сложно!

— У нас есть квота на пропускаемость, мы должны ей следовать. У нас же ткани, экспонаты! А туристы, простите, дышат! Это турфирмам нужно как можно больше туристов провести. Вот мы и ввели для них ограничения. А если вы хотите сами по себе прийти в Кремль, приходите!

— Почему же такая строгость в отношении турфирм? Они ведь все равно покупают билеты у вас!

— Мы ввели квоту, потому что иначе турфирмы заберут все билеты и в кассах ничего не останется! Музей делает анализ и решает, сколько и кому билетов давать. Это нормально.

— А работу гидов зачем так усложнять — переэкзаменовка, ведение только на одном языке?

— Кто вам сказал, что только на одном? Неправда! У нас просят дать гида на русском — мы даем. А что касается гидов от турфирм, мы не можем рисковать репутацией музея. А вдруг они ляпнут что-нибудь не то, а нам потом отвечай! К тому же иногда приходят гиды, которые работают непонятно на кого. И мы не видим, сколько он там взял за экскурсию! А вдруг он налоги не заплатил? Все должно быть прозрачно! Лучше берите нашего гида и приходите.

— Но ваших гидов на всех посетителей не хватает!

— Ну правильно, мы же бюджетная организация! Мы не можем содержать огромный штат или гидов-переводчиков с итальянского, французского, или, извините, иврита! И вообще, это очень серьезная тема, так что пишите официальное письмо, тогда поговорим…
P.S. Пока готовилась статья, стало известно, что с 1 января 2009 года входной билет в Оружейную палату будет стоить в два раза дороже. Видимо, музею все-таки нужны деньги. Правда, попасть туда будет по-прежнему трудно.



    Партнеры