Загадки памяти

Интенсив помогает лучше усваивать информацию

19 октября 2008 в 16:21, просмотров: 686

Известно: человек использует для запоминания только 2% своей памяти, остальные 98% у него как бы бездействуют. Между тем “переваривать” с каждым годом приходится все больше — объем информации в современном мире постоянно возрастает…

В этой ситуации особенно трудно приходится нашим старшеклассникам — они должны за короткое время повторить все, что прошли за 9 лет обучения, и помимо этого освоить еще много нового материала. Вот и случаются у ребят нервные стрессы и заболевания — попробуй-ка впихнуть в голову этот невероятный объем знаний! Помочь ученикам преодолеть школьные трудности призвана специальная методика занятий — интенсив, рассчитанная на усвоение большого количества материала за короткий срок (например, перед экзаменом).

Основа методики интенсива — эйдетика. Что это такое? “Эйдос” по-гречески — образ. Следовательно, эйдетизм — особый вид памяти, базирующийся на сохранении информации с помощью ярких, необычных образов. Давно доказано: память связана с воображением человека, и именно через воображение происходит процесс наиболее прочной фиксации фактов, событий, данных и всего прочего в мозгу. Конечно, можно и сейчас учиться по старинке — с помощью зубрежки, но ничего, кроме головной боли и усталости, это не принесет. К тому же зубрежка очень вредна для здоровья ученика — она прямиком ведет к нервному истощению организма.
Другое дело — эйдетика. С ее помощью можно запомнить множество формул, правил, теорем, имен, дат и пр., причем без особого напряжения. Это особенно важно при изучении математики или, скажем, русского языка, где необходимо запомнить большое количество примеров и исключений.

Российская школа, к сожалению, построена на линейном преподавании материала и зубрежке. Обучение идет последовательно — от параграфа к параграфу, от главы к главе. При этом школьника все время заставляют заучивать массу разнообразных данных, которые со временем смешиваются в его голове в одну кучу, и достать нужную информацию на контрольной или на экзамене становится почти невозможно.

Но ведь можно учить по-другому — не последовательно, а концентрированно, и идти не от простого к сложному, а наоборот. Именно так поступают известные педагоги, практикующие интенсивное обучение. Они берут за основу самую сложную тему в данном разделе учебника и объясняют ее ученикам. А потом из нее уже выводят все остальные положения. Ребенок сначала видит как бы целое, всю картину, а потом разбирает ее по кусочкам. Это гораздо эффективнее, чем обычный процесс обучения — сначала учить отдельные кусочки (параграфы), а потом уже пытаться составить из них нечто целое. Общая картина в таком случае может и не получиться… К тому же в процессе интенсивного обучения активно используется наглядный и графический материал, создающий те самые яркие, красочные образы, которые и являются опорой для эффективного запоминания.
Интенсивное обучение дает комплексное понимание любого школьного предмета — хоть русского языка, хоть математики или химии с биологией. За несколько лет зубрежки в каждом последующем классе, как правило, забывается то, что проходили в предыдущем. Интенсив же помогает ученикам буквально “объять необъятное” — за несколько дней перед началом экзамена сложить из раздробленных частей целое представление об учебной дисциплине. Поэтому, с нашей точки зрения, лучше пойти на краткосрочный интенсив, где преподаватель за несколько занятий разложит материал по полочкам и все тщательно “разжует”, чем самому ночами сидеть над учебниками и тупо зубрить непонятные формулы и теоремы. После интенсива останется лишь переварить услышанное и успешно сдать выпускные или вступительные экзамены — как обычные, так и ЕГЭ.



    Партнеры