Что скажет голос Америки?

Схватка за будущее США вступает в финальную стадию

23 октября 2008 в 18:40, просмотров: 459

Президентский марафон в Соединенных Штатах сменяется спринтом. До финиша осталось совсем чуть-чуть. Но исход выборов будет оставаться загадкой до самого конца. Несмотря ни на какие прогнозы, ни на какие опросы общественного мнения.

Эффект Барака

За полмесяца до президентских выборов Барак Обама опережал Джона Маккейна на 8 пунктов: 50% за демократа против 42% в пользу республиканца. С данными социологов примерно совпадают и выводы математические: шесть из девяти составленных американскими учеными прогнозных математических моделей предсказывают победу Обамы — в среднем он может получить 52% голосов. И только одна модель предполагает выигрыш Маккейна (она сулит ему 52,7% голосов).

Уверены в победе кандидата от демократической партии даже букмекеры. Настолько, что ирландская букмекерская контора Paddy Power уже объявила, что выплатит досрочно награду тем, кто поставил на победу Обамы: “Мы уверены, что сенатор Обама станет президентом Обамой, и чтобы на деле подтвердить нашу уверенность, мы выплачиваем более одного миллиона евро по ставкам, что Барак Обама станет следующим президентом”.

Все это очень убедительно. Но демократам из предвыборного штаба Обамы рано затариваться шампанским и бурбоном для празднования победы их кандидата. И там это понимают — оттого-то так нервно восприняли многие соратники Барака его решение прервать на пару дней избирательную кампанию, чтобы отправиться на Гавайи к заболевшей любимой 85-летней бабушке. Как-никак не то что каждый день, а каждый час сейчас на счету. А жизнь богата сюрпризами, в том числе неприятными.

В 1982 году в Калифорнии проходили выборы губернатора штата. По экзит-поллам, лидировал темнокожий мэр Лос-Анджелеса Том Брэдли. В итоге он проиграл своему белому республиканскому противнику. Объяснение, как полагают многие, крылось в политкорректном ханжестве американцев, которые стеснялись оказаться уличенными в расизме, признав, что голосовали не за черного кандидата. Зато в кабинке, оставаясь наедине с собой, они голосовали “сердцем” — за расово близкого им политика.

История повторилась в 1989 году, когда штат Вирджиния выбирал своего кандидата между потомком рабов-негров Дугласом Уайлдером (внешне, к слову, он мало походит на афроамериканца) и белым республиканцем Маршаллом Коулменом. Уайлдер выиграл, но с полупроцентным преимуществом, тогда как опросы перед выборами показали, что он опережает соперника на 9 процентов.

Не исключено, что это явление закрепится в истории под именем “эффекта Обамы”. Тем более что на праймериз в Нью-Гемпшире сенатор от Иллинойса столкнулся с чем-то вроде этого. По данным предвыборных опросов, в этом преимущественно белом штате Барак Обама лидировал с очень хорошим отрывом от своей тогдашней соперницы Хиллари Клинтон. В итоге в штате победу на праймериз одержала бывшая первая леди Америки.

Исследования, проведенные года три назад американским политологом Дэвидом Уилсоном, показали, что 17% белых американцев не доверяют черным жителям США, а 39% негров, в свой черед, не доверяют белым.

Битва за мятущихся

— Дело вовсе не в цвете кожи, — считает замдиректора Института США и Канады РАН Виктор КРЕМЕНЮК. — Настоящая проблема в том, что осталась определенная часть электората, наименее устойчивая в своих симпатиях, без сильных предпочтений. Многие из таких избирателей не знают, за кого пойдут голосовать, не только сейчас, но и даже в утро дня выборов. По сравнению с Россией в Штатах относительно высок процент людей мятущихся и неопределившихся, которые могут проголосовать как бог на душу положит. Поэтому-то хорошие американские бойцы борются за таких избирателей до самого последнего дня.

— Пока Обама вроде бы лидирует, но что будет 4 ноября, сказать трудно. Не преподнесет ли Маккейн к выборам своему конкуренту какого-нибудь малоприятного сюрприза?

— Скорее такой сюрприз может преподнести президент Джордж Буш. Для того чтобы показать, что поддерживает Маккейна, для того чтобы продемонстрировать, что республиканцы кое-чего стоят. Что это может быть? Может, заявление о выводе войск из Ирака? Или о том, что наконец-то иракская нефть пошла на мировые рынки? Сказать трудно. Но что-то такое может быть озвучено в последний момент.

— Добавит ли поддержка Колина Пауэлла очков Обаме?

— Напрасно Пауэлл сделал это. Все-таки он республиканец. И общественное мнение в США воспринимает это скорее как проявление расовой солидарности, а не политической мудрости. В конце концов, решать американцам, но, на мой взгляд, это был холостой выстрел, который вряд ли принесет выгоду Обаме.

Тихие американцы: водопроводчик и молочник

Борьба Маккейна и Обамы за избирателя, за среднего американца хороша уж тем, что способна оставить след в интернет-фольклоре. Вызванные к жизни американскими выборами образы Водопроводчика Джо и Молочника Эда способны при известной раскрутке составить конкуренцию харизматичным Человеку-молекуле и “уличному магу Дэвиду Блейну”. Все дело к тому идет: владельцу домена JoeThePlumber.com (“Джо-водопроводчик”), тезке знаменитого американского избирателя, уже предложили продать доменное имя за $350 тыс. Оборотистые предприниматели приступили к выпуску маек с надписью “Привет! Я водопроводчик Джо, а Обама — дрянь”.

“Водопроводчик Джо”, в миру Сэмюэл Джо Вюрцельбахер из городка Холланд в штате Огайо, прославился после того, как на улице затеял дискуссию с темнокожим кандидатом-демократом. Обама убеждал Джо, что обещанные им экономические меры не отразятся на благосостоянии водопроводчика, так как его ежегодная прибыль не превышает $250 тысяч. Обеспокоенный повышением налогов водопроводчик к посулам сенатора от штата Иллинойс относился явно недоверчиво.

Вюрцельбахера взял под свою защиту Джон Маккейн, присвоив себе статус защитника всех средних американцев, которым грозят “социалистические” налоговые инициативы Барака Обамы. Республиканский кандидат раскритиковал Обаму за то, что тот негативно отзывается о водопроводчике Джо — а значит, и о рядовом американце вообще.

Обращаясь в камеру во время последних предвыборных дебатов, Маккейн запугивал водопроводчика Джо тем, что Обама заставит его платить больше налогов. За первые десять минут дебатов Маккейн упомянул водопроводчика 13 раз.
Лысый водопроводчик стал знаменитостью национального масштаба. Только вряд ли к его радости. Дотошные журналисты раскопали, что у Джо нет лицензии водопроводчика, а к тому же он недоплатил налогов родному штату почти на $1200.

Имя водопроводчика Джо попросту заездили, упоминая его к месту и не к месту в предвыборной риторике. Дело дошло до того, что Сара Пейлин, тоже грешившая обращением к светлому образу водопроводчика, почувствовала, что наступил перебор. Но зато у Сары появился новый светлый образ. Оригинальностью она, впрочем, не блещет.

“Молочник Эд” — так зовут этот образ. Человека, стоявшего с табличкой, на которой было написано “Ed the Dairyman”. Бедный Эд, а вдруг он тоже не заплатил все налоги до цента?..

Кризис бьет по кандидатам

Финансовый кризис, в котором завязла Америка, стал той палкой, которая своими концами может нанести серьезные увечья и республиканцу Маккейну, и демократу Обаме.

Совершенно понятно, что многие американцы склонны винить в своих экономических неурядицах действующую власть. То есть республиканскую. Следовательно, доля вины Буша и компании падает и на фигуру Маккейна. Попытки Маккейна откреститься от президента Буша (мол, меня зовут Джон Маккейн, а не Джордж Буш) вряд ли выглядят чересчур убедительными. Чем пытается пользоваться в своей борьбе и Барак Обама.

Выступая на днях, Обама апеллировал к тем, кто пострадал от кризиса: “Мы пробовали вариант, предлагаемый Джоном Маккейном, мы пробовали решение, предложенное Джорджем Бушем. Это не сработало. Пришло время для чего-то нового”.

Но и для Обамы кризис — это далеко не манна небесная. С кризисом надо бороться. И не покажется ли избирателям, что умудренный опытом Маккейн сумеет это сделать лучше, чем молодой сенатор из Иллинойса? Не случайно же республиканский кандидат ухватился за слова идущего в связке с Обамой Джо Байдена, сказанные спонсорам предвыборной кампании: “Глядите, на нас надвигается международный кризис, сгенерированный кризис, чтобы проверить стойкость этого парня”. Маккейн высказался в том духе, что такой президент, которого будут проверять на прочность в то время, как страна находится в кризисе, а Америка ведет две войны, не нужен.

Если абстрагироваться от сиюминутных соображений успеха на выборах 4 ноября, то главная проблема Обамы — не цвет его кожи. И даже не молодость — иные политики в его годы могут обставить по опытности многих своих старших коллег. Проблема в том, что он в общем-то пока мало что из себя представляет.

Надежда от Обамы

“В какой-то степени нынешний кризис, естественно, играет Обаме на руку, комментирует “МК” профессор Виктор Кременюк. — Действительно, все недостатки можно легко свалить на администрацию Буша. Но потом, если Обама победит, кризис может навредить самому Обаме. Вряд ли у него есть рецепт спасения экономики. Что же касается неопытности Обамы по сравнению с Маккейном, то ведь Обама тоже не новичок в политике. Обама ратует за перемены. На его стороне те, кто считает, что в Америке многое надо менять, — менять надо финансовую систему, роль государства в банковской сфере, в экономике вообще. Поскольку все это в таком виде, как было при Буше, привело к такому серьезному кризису, который мы наблюдаем сейчас. Обама дает американцам надежду. Ведь люди идут голосовать не только для того, чтобы поддержать того или иного кандидата, — они идут на выборы с надеждой. И финансовый кризис дает Обаме возможность использовать это обстоятельство даже не на сто, а на тысячу процентов.

Маккейн — консерватор. Его основная идея такова: Америка хороша такой, как она есть, как ее создавали отцы-основатели. Ее только надо подчистить, подмыть от частных недостатков. И многие американцы, особенно люди старшего поколения, согласны с ним. Это сильная сторона Маккейна, но это и его слабость. Обама же утверждает: нам нужна новая Америка. Старая Америка была, бесспорно, хороша, но она допустила немало крупных ошибок — это Ирак, война, финансовый кризис. Америку надо менять. И тем, кто по каким-то причинам неуютно чувствует себя сейчас в Америке, призывы Обамы дарят надежду. В конечном счете идет борьба не просто между двумя кандидатами, а соперничают два взгляда на Америку. Один, который стоит на том, что Америка хороша как есть. Другой — что ее надо менять”.

Сколько денег собрали кандидаты?

Демократ Барак Обама поставил абсолютный рекорд в истории США, собрав на свою избирательную кампанию $605 миллионов (ранее рекордсменом считался Буш-младший, собравший в 2004 г. сумму почти вдвое меньшую, чем сейчас у Обамы). В сентябре в кассу Обамы деньги поступали рекордными темпами — по $200 тысяч в час. Секрет успеха Обамы в том, что он — первый из кандидатов в президенты — отказался от государственного финансирования своей кампании, поскольку это ограничило бы его предвыборные расходы определенной суммой, и оставил за собой право на получение частных пожертвований. По данным штаба демократов, средний размер пожертвования в поддержку избирательной кампании Обамы составляет около $89.



Партнеры