Бог домашнего очага

Мастер-керамист знает, как c помощью печи привлечь домой удачу

26 октября 2008 в 16:45, просмотров: 2646

У Юрия Новикова в доме сложена самая высокая в мире шестиметровая печь. Причем не простая, а печь-послание. 650 изразцов для “великанши” он расписывал больше 8 лет. В сюжетах отражены многие моменты биографии художника, его семьи и друзей. По пояснительным надписям на глянцевых плитках можно “прочитать” жизнь трех поколений Новиковых. В гостях у художника–керамиста, который делал камины и печи для Брежнева, Косыгина и Чубайса, побывал наш специальный корреспондент.

В мастерской у художника — грохот и визг. Работают электрические глиномялки, дробилки, компрессоры, мешалки…

Сам мастер — по локоть в глине. Формуя пластину, советует нам из тестообразной сырой массы сделать маски на лицо. По ходу объясняет: “Кожа будет нежная, как у младенцев: в глине заключена вся таблица Менделеева!”

Обмазанные маслянистой пленкой, продолжаем, щурясь, наблюдать за работой мэтра. Делая специальной вилочкой насечки на образец, Юрий Новиков просвещает:
— Малахитовые камины, стоящие в Кремле, невозможно растопить: они декоративные, не имеют даже труб.

Мастеру можно доверять. Собственными руками он перебрал не одну сотню печей и каминов. Под его руководством, например, воссоздавались уникальные изразцовые печи Большого Петергофского дворца.

— В Великую Отечественную войну, отступая, наши войска сожгли здания дотла — расплавилась даже бронза. Когда восстанавливали дворцы, пленные немцы, стеля пол, подкладывали под паркет тонкую древесину. В результате пол в Кавалерском и других залах ходил ходуном. А русские мастера под печи всегда ставили бревна из лиственницы.

Как задобрить чертяку?


Дом Юрия Новикова можно сравнить с музеем. В нем хранятся старинные русские изразцы с отпечатками пальцев мастеров. Над дверьми подвешены старинные колокола и кресты.

Дед и отец у хозяина были священниками. Когда и Юрий собрался поступать в семинарию, родные воспротивились: “Тебе жить в этой стране — иди в армию и вступай в партию”.

— Дед считал: крест имеет право носить тот, кто поставил крест на своей жизни. Он желал мне лучшей участи. Жили мы в Ленинграде очень бедно. В 11-метровой комнате обитало семь человек. Я спал на раскладушке под столом.

Старший сводный брат Юрия, Виталий, был художником-анималистом. Он лепил скульптуры животных. Каково же было удивление Виталия, когда братишка мастерски начал расписывать фигуры! Но о карьере художника Юра, увлекающийся радиоспортом, не помышлял. Выиграв чемпионат страны среди юниоров в категории “охота на лис”, он попал служить в элитную спецчасть, в ведении которой была правительственная связь.

Устроив выставку своих художественных работ в коридоре части, он услышал от одного из высокопоставленных чиновников: “Юноша, вы талантливы. Вам прямая дорога в Мухинское училище”. Один телефонный звонок решил судьбу рядового Новикова. Отслужив в армии, он стал студентом Ленинградского высшего художественно–промышленного училища.

Практиковаться молодому художнику–керамисту посчастливилось с двумя старейшими мастерами.

— Одному печнику было 86 лет, другому — 81 год. Тот, что был постарше, называл коллегу “молодым”. Я вообще считался “подпаском”, внимательно смотрел, как они кладут печи, рисовал кладку в разрезе, делал пометки расчетов в тетради. Тогда же узнал, что каждый из мастеров “для охраны очага” оставляет на изделиях тайные знаки. Старики–напарники забавлялись тем, что в память о себе выписывали в неприметном месте шутейные надписи.

Юрий Новиков был свидетелем, как одна из хозяек не выплатила печникам обещанную сумму, и мастера решили ей отомстить. Один из печников через небольшую дырочку выпил содержимое яйца, а цельную скорлупу вмял в глину на выходе из дымохода. И в доме у старухи начал “выть домовой”. Через месяц хозяйка прибежала к мастерам с деньгами. Деды согласились “задобрить чертяку”, полезли в дымоход и сломали яйцо. Самым же сквалыжным хозяевам мастера оставляли в трубе свежее, проколотое спичкой в нескольких местах яйцо. Это была “мина замедленного действия”. Яйцо портилось — по дому шел тяжелый дух.

Поднаторев, Юрий стал класть печи самостоятельно, а потом освоил и кладку каминов. С художником Ильей Глазуновым он работал над каминным залом в посольстве Испании. А потом выкладывал печи на даче Косыгина. Увидев готовую работу, глава правительства воскликнул: “Как наколбасили хорошо!”

После того как мастер восстановил по довоенным черно–белым фотографиям расписные уникальные изразцовые печи восемнадцатого века в Большом Петергофском дворце, заказы к нему посыпались как из рога изобилия. Архитектор Чубайса предложил Новикову поработать над каминами в загородном доме шефа.

— Анатолий Чубайс пригласил в загородный дом в Жаворонки питерских мастеров, потому что считал, что “купеческая Москва” не имеет вкуса, — рассказывает художник. — Мы сложили ему три камина: в кабинете, столовой и гостиной. Все 132 вставки выполнили в петровском стиле на голландскую тему. Единственное условие, которое поставил хозяин: “На изразцах не должно быть изображено людей”.

За плечами мастера — сотни выложенных печей и каминов. Он то и дело сыплет терминами: “подпечье”, “засыпка”, “вьюшка”, “перетрубье”, “зольники”... Но Новиков берется не за всякий заказ.

— Если прихожу в дом и хозяин мне не нравится — тут же отказываюсь от работы. Ведь каждое изделие — это твой ребенок, как его оставить потом в несимпатичном тебе доме?.. — спрашивает Юрий Михайлович.

Художник считает, что в каждой работе отражается настроение, энергетика и философия мастера. Работает керамист неизменно с улыбкой на лице — он точно знает, как, сложив печь, “нашаманить” удачу.

“Камин — примитивное сооружение”

Открытый огонь издавна притягивал человека. Новиков, способный соорудить “домашний очаг”, считается мастером модным. Ему заказывают эксклюзивную керамику: изразцовые камины и печи, а также панно, пласты, блюда, вазы и скульптуру.

— Министрам любят заказывать панно с изображением кораблей, названных их именами. На изразцах просят зашифровать имена любовниц, нарисовать необычные машины, Бахуса. Однажды я долго гадал, почему на лодке, изображенной на блюде, должна красоваться цифра 9. Потом заказчик-юбиляр признался: “В ветхой посудине под обозначенным номером мы с женой в молодости потеряли невинность”.

В отличие от нуворишей, которым мастер все чаще делает ныне камины, у себя дома Юрий Новиков соорудил печь наподобие той, что отапливали в XVIII веке богатые дворцы Франции.

Гигантская шестиметровая печка занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая в мире. На изготовление десятитонной великанши ушло две тысячи кирпичей.

— Когда начинал класть печь, у меня и в мыслях не было никакого рекорда. Я строил ее, чтобы отапливать дом. Но потолки в зале оказались настолько высокими, что печь меньших размеров выглядела бы некрасиво, — пришлось потрудиться, чтобы она выросла под самый потолок.

От печи так и пышет жаром.

— Достаточно печь один раз протопить, и она, как ласковая мама, сначала аккумулирует тепло, а потом 7—8 дней отдает, — говорит хозяин. — Внутри каждого изразца есть пазухи с воздухом, а снаружи они покрыты цветным силикатным стеклом — получается своеобразный термос.

А камин, по мнению мастера, для нашего климата не подходит. “Это примитивное сооружение. Сечение трубы, помноженное на четыре, должно равняться размеру топки, — объясняет керамист Новиков. — Если топка больше — это уже очаг, который греет, только когда горит, дым–то выходит вертикально”.

Рассматривая печь–послание, на одном из изразцов видим шагающего солдата. По краю идет надпись: “Муштра в Гатчине”. В пригороде Ленинграда Юрий Новиков служил в армии. На соседней плитке изображена жена художника Наталья — в образе королевы, чуть дальше — парусник, несбывшаяся мечта мастера стать моряком. А вот и покосившийся дом на улице Миллионной в Санкт-Петербурге, где художник провел детство.

Сюжет ни одного из 650 изразцов не повторяется!

“Забавы Велеса”

Проведя экскурсию по дому, который напоминает выставочный зал, мастер снова спускается в мастерскую. Юрию надо закончить работу. Одна дама пожелала в загородном коттедже поставить камин, расписанный изображениями животных из славянской мифологии.

На полке сушатся плитки с изображениями петуха и собаки-волка. Тематический камин мастер условно назвал “Забавы Велеса”.

Беря в руки кисточку, Юрий Михайлович объясняет:

— Керамисты — как саперы: стоит нам сделать одно неверное движение — краска моментально впитается в пористый черепок, удалить ее уже ничем невозможно, и изделие можно выбрасывать.

Забыв о нас, Юрий погружается в расчеты. Чертежи и формулы у него красуются в мастерской прямо на стене.

В горновой гудит огонь, в шаровой мельнице перемалываются компоненты глины. Отправив в станок для раскатки очередной пласт глины, художник продолжает просвещать:

— Керамист — он и технолог, и слесарь, и сварщик, и пекарь. А еще… шаман! Глина имеет душу и характер. Если к ней относиться по-доброму, то, как у Коэльо в “Алхимике”, вся Вселенная будет за тебя.

Было время, когда мастер понял, что “бежит на месте”. Пережив два инфаркта, он уехал из Москвы в пригород Сочи.

— Купил недостроенный дом, сам клал кирпич, крыл крышу, оборудовал мастерскую. У меня исчезла одышка, прошла седина…

Тарелки и композиции Юрия Михайловича заказывает Правительство РФ в качестве сувениров. Недавно для подарка Владимиру Путину у мастера приобрели пластическую расписную фигуру бурого медведя.

Внес свой вклад Новиков и в зимнюю Олимпиаду, которая должна пройти в Сочи в 2014 году. 33 его работы — пласты и квадраты с изображением Красной Поляны — недавно были подарены членам МОКа.

А еще художник решил принять участие в конкурсе на лучший олимпийский талисман. Из красной глины он слепил миниатюрного кавказского благородного оленя, который является гордостью и визитной карточкой здешних мест.

— Олень ассоциируется с зимним временем года — в сказках всегда сопровождает Деда Мороза, — объясняет мастер. — У него миролюбивый характер. Также олень обладает грацией, красотой, быстротой и величием, что и пропагандирует олимпийское движение.

Жена Юрия — искусствовед Наталья — нарекла олененка Крапом: от слов “Красная Поляна”.



Партнеры