Бег “Газелей”

Примерно 40 лет тому назад американский экономист Берч изучал новые компании. Именно тогда он натолкнулся на феномен, который с легкой его руки получил название “газели”.

26 октября 2008 в 16:32, просмотров: 356

Именем этих быстроногих животных он назвал фирмы, которые в течение как минимум 5 лет подряд ежегодно растут темпами не ниже 20%. Ученый получил фантастический результат: от 50 до 70% роста занятости и валового продукта концентрируется на таких предприятиях. Берч также выяснил, что среди “газелей” практически не встречаются ни крупные, ни мелкие компании, а в основном этот феномен относится к средним производствам. В каких секторах экономики сегодня больше всего “газелей”? Это производство потребительских товаров и услуг для среднего класса. 

Роль некоторых “газелей” оказалась просто исторической. Один из самых ярких примеров — судьба компании “Нокия”. Хотя эта фирма имела более чем столетнюю историю, но ничем особенным не выделялась. До 1994 года, когда ее возглавил бывший начальник отдела по выпуску мобильных телефонов. Он резко изменил направление бизнеса. И вскоре начался экспоненциальный рост производства. Именно во многом благодаря деятельности этой компании Финляндия превратилась в одну из самых передовых стран мира.

Свои “газели” существуют и в России. И, как говорит исследователь этого явления, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ Андрей Юданов, успех таких компаний связан с тем, что каждая из них нашла какую-то изюминку для своего позиционирования на рынке.

Вот один из таких примеров. Хорошо известно, в каком глубоком кризисе находится наша обувная отрасль. С одной стороны ее душит Китай своим дешевым ширпотребом, с другой — итальянцы своими модельными изделиями. На российской фирме проанализировали ситуацию — и вот что выявили. Китайцы неповоротливы: им закажешь партию — она придет через несколько месяцев, да еще в большом количестве. Часть распродадут, а часть осядет на складах. Итальянская же обувь дорогая, она для избранных. А вот для среднего класса, который уже не желает покупать плохого качества китайские ботинки, но еще не может себе позволить приобретать дорогую продукцию, и надо производить обувь. И расчет оправдался — компания стала стремительно расти.

Другой пример. Компания по продаже сотовых телефонов развивалась стремительными темпами, используя в качестве катализатора роста бум на этом рынке. Однако настал момент, когда он закончился. Тогда было придумано — продавать телефоны в кредит.

Однако эффект от “газелей” не ограничивается только тем, что появляется класс быстрорастущих компаний. Он гораздо глубже и шире. Как отмечает Андрей Юданов, их существование ведет к возникновению производственных кластеров. Происходит явление, которое можно охарактеризовать как “заражение успехом”. Одна хорошо работающая компания заставляет и другие поддерживать тот же уровень. Наглядная иллюстрация этого явления — крупные торговые сети, причем как отечественные, так и имплантированные к нам из-за рубежа. Сегодня практически все они развиваются по экспоненте, то есть показывают высокие темпы роста.

Однако быть “газелью” не так-то просто. Их успех напрямую зависит от умения динамично реагировать на зигзаги рынка. Например, одна крупная компания по производству соков, будучи уверенной в своих рыночных позициях, своевременно не обратила внимание на то, что изменилась форма упаковки, на ней появились колпачки. Она же продолжала производить продукцию в прежнем виде. В итоге стала сдавать свои позиции, а вперед вырвались те, кто вовремя внедрил новшество.

Другое следствие бега “газелей” — возникновение синергетического эффекта. Как это действует на практике, можно рассмотреть на примере торговых сетей. Обычная торговая сеть работает на основе оборотных средств. То есть продал товар, получил деньги и на них приобрел новый товар. Иначе происходит, когда в дело включается торговая “газель”. Такое предприятие растет очень быстро, и средств от выручки ему не хватает на закупку новых партий. Возникает потребность в отсрочке платежей. И тут появляется факторинговая компания. А так как все происходит быстро, то торговая “газель” ищет расположенных недалеко производителей. А значит, те получают надежные каналы сбыта.

У многих российских “газелей” за несколько лет оборот вырос в десятки раз. Например, одна компания увеличила его за 6 лет с $20 млн. до $1,6 млрд. И этот пример далеко не единичный.

По мнению Андрея Юданова, в России для “газелей” существуют немалые перспективы, так как рынок изобилует пустыми нишами. По своей конфигурации он напоминает швейцарский сыр с большим количеством маленьких и больших дыр, которые предстоит еще только заполнить. И тот, кто это сделает первым, получит возможность для ускоренного роста.

Согласно экспертным оценкам, за период экономического подъема, начиная с 2000 года, 25% средних по размерам отечественных фирм либо вообще не росли, либо сократили объемы производства. Еще примерно 17% находятся в состоянии стагнации. Иными словами, более 40% компаний переживают не лучшие времена. Еще 40% развиваются вполне нормально. А вот оставшиеся 20% и есть эти самые “газели” — они соответствуют критерию Берча, растут темпами в течение последнего пятилетия свыше 20% в год.

По сути дела эти 20% и есть та другая экономика, о которой мы так много говорим, замечает профессор Андрей Юданов. И по большому счету это явно недоисследованный, но крайне важный фактор экономического роста. Причем речь идет о том, что в этом секторе складывается совсем иной моральный предпринимательский климат. Эти компании показывают до 70% всей прибыли, которую зарабатывает средний бизнес. У них самый высокий уровень белых доходов. Но не потому, что их руководители самые честные, а потому, что им нужны средства для роста. А их дают в первую очередь тем, кто прозрачен.

К сожалению, экономическая политика в России никак не учитывает существование “газелей”. Например, у них особая потребность в финансировании. На Западе к своим “газелям” относятся более заботливо, их изучают, создают для них особый режим. Так, в США на уровне штатов местные власти специально выделяют своих “газелей” и помогают их “бегу”. При этом они подчеркивают, что таким компаниям следует воздавать публичную хвалу.

Существует даже специальная структура: “Глобал интернейшнл монитор” — международная неправительственная организация, которая в качестве вступительного взноса требует не денег, а регулярных обследований как минимум 2 тысяч своих “газелей”. Наше государство в этой программе не участвует.

Любопытно, что в качестве одного из вопросов анкеты, которую распространяет эта организация, есть и такой: будет ли в вашей фирме через три года более 50 занятых? В разных странах положительно отвечают от 1 до 7%. Это свидетельствует о том, что у многих компаний нет настроя на рост. И это серьезная проблема для мирового бизнеса.



Партнеры