Кто уже пострадал от кризиса?

Среди “малышей” нашей страны и зарубежья уже намечаются первые кризисные жертвы.

26 октября 2008 в 16:24, просмотров: 438

В Европе кризис уже ударил, причем довольно болезненно, по сфере обслуживания. Среди первых пострадавших — владельцы ресторанов, маленьких отелей и мелких туристических компаний. В России, похоже, намечается та же тенденция.

Нам хлеба не надо

В нашей стране пока больше говорят о кризисе. Малый бизнес его результаты ощущает, но не так сильно, как те же европейские и американские предприниматели. И все потому, что у нас и ситуация не такая тяжелая, и “экономический цунами” пожаловал в нашу страну с некоторым опозданием. Между тем в Европе под серьезный удар попала отрасль общественного питания. Так, в раю гастрономических удовольствий — Франции только за первое полугодие о банкротстве объявили более 3 тысяч мелких и средних частных ресторанчиков. Причем большая часть банкротов — те предприятия, которые специализировались именно на традиционной французской кухне, но при этом не были очень дорогими заведениями. Средний чек у разоренных точек общепита составлял не более 16—30 евро на одного человека. 

Экономные французы, а вместе с ними и остальные европейцы меняют уютные бистро и пабы на “Макдоналдс”. Этот пункт общественного питания общественного питания в период экономической нестабильности не только не сократил объемов своих продаж, но и, напротив, серьезно их увеличил — в среднем более чем на 10—12%. В той же Франции сеть быстрого питания планирует заработать не менее 3—3,5 млрд. евро по итогам 2008 года.

Но специалисты считают, что и время фастфудовцев пройдет — экономные европейцы уже все чаще отказываются от ресторанной пищи вообще… в пользу домашних готовок. Ведь как ни крути, но домашние супы и котлеты — и полезнее, и дешевле.

Бэд без брэкфаста

Семейные гостиницы в Германии, Испании и Италии пока о банкротствах не объявляют, но уже ропщут. В хорошие времена мини-отели никогда не пустовали. Местные жители вечерком заглядывали в отельные бары или рестораны поужинать или просто выпить бокальчик пива. На уик-энд у европейцев тоже была традиция — путешествовать, как по своей стране, так и по близлежащим государствам. Еще прибавим командированных в деловые поездки и получим весьма милую картинку семейного и доходного бизнеса. Но в связи с сокращением домашних расходов приотельные ресторанчики и бары пустуют — а они давали не менее 50% дохода своим владельцам. Теперь у европейцев еще и новая мода появилась — по выходным сидеть дома. Значит, недосчитаются своих выручек гостиничные предприниматели. В тревожные колокола они пока не бьют, а вот цены на ночлег серьезно снижают.
Меньше ездишь — больше экономишь

В нашей стране неприятное дыхание кризиса ощутили на своих кошельках владельцы туристических компаний. В основном страдают те, кто работает “на комиссии” — т.е. перепродает туры крупных операторов, предлагает путевки среднего и недорогого сегментов, а также специализируется на “горячих” турах. Некоторые “средние” россияне уже отказываются от брони на новогодние и рождественские каникулы и пытаются вернуть предоплату (оказывается, есть и такие) за летний отдых в следующем году. В беде оказались и такие небольшие турфирмы, которые перепродавали путевки одного-двух операторов. Если у кого-то из них начались проблемы с кредитной и платежной способностью, бизнес их маленьких партнеров мгновенно ступорится. И тут нужно крутиться как уж на сковородке — подыскивать новую компанию-оператора. Или самостоятельно разрабатывать туристические направления и маршруты.

Турфирмам в данной ситуации не повезло больше всех. Мало того что люди урезают бюджеты из-за непонятной экономической ситуации, так еще октябрь-ноябрь — это время традиционного “мертвого сезона”. В основном в этот период туристическая отрасль жила за счет продаж и брони на будущее время — Новый год, 23 февраля, 8 Марта, майские праздники, зимние и весенние школьные каникулы. А так как люди боятся заглядывать в будущее, то и потенциальные траты они пока никак не планируют.

Кредитный цейтнот

Обиден в данной ситуации и такой момент, как взаимоотношения банков и малых компаний. 5—6 лет назад российские коммерческие банки не обращали на отечественных предпринимателей никакого внимания. Все КБ как-то разом двинулись в потребительское кредитование. 2007 год стал в этом плане переломным. Именно рынок кредитования малого бизнеса за прошлый год вырос более чем на 90%. Малые компании получили от банков займов более чем на 12,2 млрд. долл. Более того, банкам понравился такой клиент, как частный предприниматель, или ООО. Доля мало-средних кредитов в общем портфеле займов российских финансово-кредитных учреждений составила практически 50%. На этом позитивность заканчивается. Практически во всех заемных договорах, подписанных банками и малыми компаниями, есть оговорка об одностороннем повышении процентной ставки по заемным средствам. Большая часть руководителей малого и среднего бизнеса сегодня пребывает в подвешенном состоянии: непонятно — возвращать деньги досрочно банкам или нет, будут КБ поднимать процентную ставку, и если да, то на сколько?
Таможня ждет добро

В тупиковую ситуацию, похоже, попадут и малые импортеры — закупщики за рубежом самых разных товаров, от одежды и до йогурта. У маленьких участников импортных операций небольшие закупки, поэтому своего транспорта для доставки грузов из-за рубежа в Россию у них нет. Как правило, владельцы небольших магазинов одежды, обуви, парфюмерии-косметики и аксессуаров свои заказы доставляют из-за рубежа в машинах, фурах, вагонах и самолетах, занимающихся перевозкой либо сборных грузов, либо грузов крупных импортеров. И вот из-за того, что у крупных компаний возникла не совсем простая ситуация с платежами — нет денег на расчеты с иностранными поставщиками, с транспортными компаниями, с таможенной службой на границе, — в некоторых местах скопилось огромное количество машин с самыми разными товарами.



    Партнеры