Рывок из прошлого

Глобальные мировые потрясения на руку малым предприятиям

26 октября 2008 в 16:22, просмотров: 455

В китайском языке слово “кризис” состоит из двух иероглифов — “смерть” и “развитие”.
Как переживет кризис малый бизнес? На такой вопрос сегодня вынуждены отвечать экономисты и эксперты многих стран. Как это ни парадоксально, скорее переживет, чем нет. Маленькие компании более мобильны, чем крупные, в семейном бизнесе можно ужать пояса, да и рабочие штаты на мелких, малых и средних предприятиях отнюдь не раздуты и зарплаты не имеют “золотых парашютов”.

Предприниматели во всем мире привыкли бороться за свой бизнес, выживать и выкручиваться. Это им не впервой. К тому же мощным катализатором для развития малого бизнеса в конце прошлого века в западных странах стал как раз масштабный экономический кризис.

Говоря откровенно, мировая экономика вошла в эпоху малого бизнеса не так уж давно. Исторически сложилось так, что до Второй мировой войны и даже после все преимущества были на стороне крупных, в том числе и транснациональных компаний. В 50—60-е годы прошлого века в Западной Европе, США и Японии шли процессы по концентрации производства и образованию транснациональных корпораций. На тот исторический момент гиганты большого бизнеса практически выжили из экономики мелкие, малые и средние предприятия.

И так продолжалось вплоть до 70-х годов. В 1973—1975 годах разразился один из самых сильных за послевоенный период мировых кризисов, сопровождавшийся прежде всего энергетическим, сырьевым и прочими коллапсами. На фоне резкого падения цен на энергоносители крупные компании и холдинги теряли почву под ногами с такой же скоростью.

Америка, Япония, да и страны Западной Европы помнят лихие 70-е — люди сотнями тысяч оказывались на улице, мир впал в глубокую депрессию. Но на фоне столь черной картинки появился крепкий и сильный “малыш” — новый сегмент экономики, твердо стоящий на ногах малый и средний бизнес.

С одной стороны, толчком для расширения и развития предпринимательства послужила безработица. Люди, выброшенные на улицу из цехов, офисов и больших магазинов, должны были каким-то образом кормить себя и содержать собственные семьи. Единственным выходом была организация своего дела, своего бизнеса.

В то же время в корне поменялся подход к средствам производства. Оказалось, что для производства вовсе не требуются гигантские склады и масштабные цеха. И так благодаря кризису и научному прогрессу малый бизнес вошел в промышленность.

Дальше — больше: несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию, массовым потребителям надоели стандарты. Им захотелось индивидуальности, что также подтолкнуло малый бизнес к развитию и расширению.

Малые фирмы оказались более юркими и гибкими, они остро реагировали на малейшие колебания рынка. Если до 70-х гг. прошлого века мелкий бизнес рассматривался как нечто несерьезное и ресторанно-магазинное, то теперь малые фирмы захватили ведущие отрасли. Более того, в той же Японии крупнейшие концерны с мировым именем — лишь небольшая часть экономического айсберга. Все японские компании вплоть до машиностроительных базируются на мелком и среднем предпринимательстве — размещая часть своих производств и заказов на фирмах небольшого размера.

К сегодняшнему кризису малый бизнес подошел подготовленным. Более 50—60% ВВП стран с развитой экономикой — это результат труда мелких, маленьких и средних компаний. При этом в той же Японии 78% занятого населения трудится опять же в малом секторе экономики, в Италии, Германии, США показатели примерно те же.

КОММЕНТАРИИ

Финансовый кризис не отразится на столице

luzhkov_as.jpg

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы:

— Финансовый кризис, разразившийся в мире, не затронет в значительной степени финансовую систему города. Самое главное — воспрепятствовать тому, чтобы финансовый кризис отразился на реальном секторе экономики. Городские власти намерены оказывать финансовую поддержку предприятиям Москвы, которые вносят реальный вклад в экономическое развитие города Необходимо снизить учетные ставки по банковским процентам, которые Центробанк удерживает на необоснованно высоком уровне. Высокие учетные ставки отрицательно влияют на жизнеспособность реального сектора экономики.

Недоверие во всем

ioffe.jpg

Александр ИОФФЕ, председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве города Москвы:

— Главная опасность, которая перед нами стоит: серьезный экономический кризис может перерасти в социальный. Мы находимся еще не в середине, но и не в конце этого пути. Поэтому возможны разные сценарии его развития. Пока же имеет место серьезный фактор недоверия: недоверие бизнеса к власти, бизнеса к банкам и бизнеса к бизнесу.

Есть ряд тревожных тенденций, как говорили раньше — сигналов. Первое — резкое увеличение процентных банковских ставок. Второе — сокращение сроков кредитов. Третье — пересмотр условий кредитования. Четвертое — пересмотр объемов залога, который предоставляется в обеспечение кредитов. Это очень серьезные вещи. Ведь речь идет уже о том, что процентные ставки по банковским кредитам зашкаливают за 20—30%. А такие кредиты не то что бизнес, но даже потребительский рынок не выдержит.

Наряду с тем, что сложилось недоверие банков к бизнесу, бизнес в свою очередь не доверяет друг другу. Ведь известно, что даже торговля, я не говорю о производственной сфере, жила на кредитах. Есть такое понятие, как отсрочка платежа: магазины получали товары от поставщиков на условиях того, что рассчитаются за поставку не сразу, а спустя 30—60, а то и вовсе 90 дней. В сегодняшней ситуации поставщики боятся на такой длинный срок отгружать свои товары, свою продукцию в долг. Им неизвестно и непонятно, что будет с инфляцией, с валютным курсом. Поэтому производители и поставщики, и это естественно, просят у розницы оплату, в крайнем случае предоплату. А у магазинов нет такого объема оборотных средств, они обращаются за кредитами в банк, а там безумные проценты. Бизнес попадает в замкнутый круг, который к тому же обрастает огромным количеством разных рисков.

Но из этого ровным счетом не следует, что ничего не надо делать. Конечно, говорить о каком-то расширении и развитии бизнеса в сегодняшней ситуации достаточно легкомысленно. Но пересмотреть приоритеты и направления просто необходимо.

Власть со своей стороны на сегодняшний день должна отслеживать те процессы, которые происходят в нашем малом и среднем бизнесе. Надо смотреть за тем, как реально складываются взаимоотношения предпринимателей и банков, партнеров по бизнесу. Необходимо отследить, упали ли объемы продаж, сокращают ли предприниматели своих сотрудников, начали ли они урезать заработную плату и экономить финансовые ресурсы. Необходимо точно поставить диагноз — выяснить все, что происходит с бизнесом. И уже по результатам мониторинга можно принимать оперативные меры по реагированию на ситуацию.

Так, уже видно, что отношения банков и предпринимателей развиваются туго. Значит, власти должны больше ресурсов, сил и внимания выделить на микрофинансирование. Если наметится тенденция по задержке арендной платы, значит, необходимо оперативно принять решение о замораживании арендной платы, по крайней мере не повышать ее в начале года, а в идеале — уменьшить или даже вывести ее на “ноль”.

Но это все мелкие вещи. В целом надо принимать очень серьезные и резкие меры. Надо влить деньги в банковскую сферу сверху. Но только на условиях того, что эти деньги пойдут на поддержание малого и среднего бизнеса. Но и это не все. Надо дать действительно вздохнуть малому бизнесу. Под вздохом я подразумеваю экономическую свободу. Хотя, откровенно говоря, я не думаю, что при нашем Министерстве финансов возможны какие-то реальные экономические — налоговые послабления. Но все равно я бы обозначил такие ключевые моменты, которые смогли бы реально помочь российскому бизнесу. Так, надо отменить НДС — это самый коррупционный налог. Надо взять обратно свои слова о повышении единого социального налога. Такие серьезные меры экономическую активность, конечно, не разовьют, но и умереть окончательно ей тоже не позволят. Необходимы правильные решения. Надо только найти правильные механизмы для их реализации. Ведь у нас есть и программы, и организации, которые способны их реализовывать.

После безудержных трат наступает период экономии

emelyanova.jpg

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, президент Международной ассоциации “Система ММЦ”:

— Степень доверия предпринимателей к государству — вещь очень тонкая, связанная со множеством самых разных факторов. На одном из сайтов по поддержке малого бизнеса правительства Москвы ведется учет и регистрация делового оптимизма предпринимателей — индекс предпринимательского оптимизма. Он находится в постоянном движении и изменении. Ведь на предпринимательскую активность, на доверие бизнеса влияет как экономический климат в целом по стране, так и в конкретном регионе — в каждом регионе свои законодательные особенности, свои индивидуальные черты рынка. Плюс ко всему есть вещи общенационального и законодательного масштаба. Особенно большое влияние на настроение бизнеса оказывают те решения, которые принимаются на уровне правительства и государства. Например, приняли 108-й закон — и сразу пошла негативная реакция: индекс предпринимательского доверия упал…

В то же время мне известно, что власти США и Сингапура уже публично объявили о том, что малый и средний бизнес в этих странах будет поддержан государством особо в связи с финансовым кризисом и спадом экономики в целом. У нас пока столь конкретных действий со стороны правительства нет. В то же время у нас, как и во всем мире, кризис есть. Пока он наблюдается на фондовых рынках и в финансовой сфере, но скоро он может охватить и всю экономику.

Как кризис отразится на российском бизнесе? Есть ряд экспертов, которые считают, что бизнес расслоен на сегменты: очень дешевый, очень дорогой и средний. И вот средний сегмент — самый уязвимый, в условиях кризиса он вымывается первым. Наверное, я разделяю подобное мнение. Потому что это логично и правильно. Ведь в период кризиса страдают бюджеты крупных компаний, связанные с пиаром, рекламой, с различными видами сферы услуг. А это как раз та сфера, в которой заняты компании среднего размера. Так, в этом году многие крупные компании откажутся от корпоративных празднований Нового года. Значит, точки общественного питания, которые планировали большие кассовые сборы именно от новогодне-рождественских мероприятий, недосчитаются довольно больших сборов. Та же ситуация сложится и в сфере туризма, особенно в сфере выездного туризма. Не обойдет кризис стороной и строительную отрасль.

В целом малый и средний бизнес должен понять, что после безудержных трат наступает период экономии. И исходя из данной ситуации компания должна принять ряд решений, определить, что для нее важнее в данный момент. Может быть, даже кому-то и вовсе придется переориентироваться на какие-то новые сегменты рынка.

При этом я, конечно, надеюсь, что данное непростое время закончится как можно быстрее и ситуация начнет постепенно выравниваться и исправляться. Власти со своей стороны пытаются помочь российскому бизнесу. В Москве уже создан антикризисный штаб. А российское правительство на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса вместо 9 млрд. рублей выделило 50. Но только следует найти те правильные механизмы, с помощью которых эти деньги могут помочь малому и среднему бизнесу.

Мы не откажемся от инновационного развития

gryzlov_kov.jpg

Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Госдумы:

— Полагаю, что и иностранным инвесторам, и отечественным компаниям дан четкий сигнал: Россия уверенно смотрит в завтрашний день и не собирается отказываться от курса на инновационное развитие. При этом государством гарантируется выполнение всех взятых обязательств, в том числе в социальной сфере. Ряд антикризисных мер уже принят, другие будут приняты в ближайшее время. Накопленные нами резервы позволяют проводить эффективные антикризисные решения. Россия намного лучше большинства других стран подготовилась к глобальным кризисным процессам. И сегодня в преодолении вызовов мы видим новые возможности для нашей страны. Прежде всего они связаны с инновационным вектором развития. На волне глобального кризиса Россия имеет шанс совершить технологический скачок.

Поддерживая сейчас банковскую систему, предприятия реального сектора, обеспечивая дополнительные гарантии по вкладам граждан, мы имеем возможность принять пакет мер и долгосрочного характера, создать новую эффективную финансовую систему. Она будет в большей степени адаптирована к потенциальным рискам и сориентирована на инновации.  За новыми технологиями в промышленности, энергетике, во многих других областях — будущее.

Кризис выльет воду на мельницу малого бизнеса

vyshegorodtsev_ivan.jpg

Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы:

— На сегодняшний день в столице функционируют более 350 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, включая предпринимателей без образования юридического лица. В целом в малом бизнесе занято свыше 2,5 млн. человек. Финансовый кризис, последствия которого уже заметны в городе, может повлечь за собой не самые благоприятные последствия для них, поэтому московское правительство подготовило ряд мер, которые позволят защитить бизнес.

Первой такой мерой стало увеличение объема поручительств Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы с 50% до 70%. В связи с кризисной ситуацией многие банки при выдаче кредитов малому бизнесу требуют поручительств в размере 120—140%. Кроме того, ДПиРМП будет компенсировать до 2/3 размера процентной ставки по банковским кредитам для тех, кто работает не в приоритетных для города сферах, а тем, кто занимается приоритетными направлениями, ставки компенсируют полностью. Сейчас ставки растут: если до кризиса они составляли 14—17%, то в настоящее время это уже 22—24%. При помощи компенсаций мы намерены оставить ставки для бизнеса на прежнем уровне. Ни один из банков, работающих с Фондом содействия кредитованию, не приостановил свои кредитные программы. К тому же мы не отказываемся и от субвенций предпринимателям.

Мы надеемся, что кризис выльет воду на мельницу малого бизнеса. Мне бы хотелось, чтобы это был бизнес в сфере инноваций или производства, но если реально оценивать ситуацию, скорее это будут ЖКХ и сфера услуг.



Партнеры