Укрощение школьного “козла”

На физкультуре дети занимаются гимнастикой дзянь-фей и танцуют хип-хоп

26 октября 2008 в 15:17, просмотров: 1716

В школе самыми неприятными для меня были уроки физкультуры: бессердечные учителя заставляли прыгать через “козла”, подтягиваться на турнике и лазить по канату. Все это получалось у меня довольно плохо. Но гораздо обиднее было слышать хихиканье девочек, которые наблюдали за моими нечеловеческими мучениями. Поэтому я старался всеми правдами и неправдами уклоняться от нелюбимой физры. В самом деле: кому охота выглядеть посмешищем в глазах симпатичных одноклассниц?

А вот в столичной школе №1257 (ЮАО) этой проблемы давно уже нет. Там уроки физкультуры у мальчиков и девочек проводятся раздельно.

— В нашей школе уже 15 лет идет эксперимент по гендерному обучению, — говорит директор учебного заведения Людмила Григорьева. — Известно ведь: мальчики и девочки по-разному усваивают информацию, поэтому и учить их следует по-разному. Гендерный подход, учитывающий половые различия, помогает детям лучше осваивать материал и облегчает учебу. В результате выигрывают все: ребята меньше устают, лучше учатся, да и педагогам легче работать с однополыми группами. В параллели у нас по два класса — девичий и мальчишечий, но на перемене и после школы ученики могут свободно общаться между собой. Надо отметить, что это приводит к новым отношениям — мальчики и девочки относятся друг к другу с уважением.

Разделение по полу происходит и на занятиях физкультурой.

— Ребята приходят в спортивный зал по классам — или мальчики, или девочки, — говорит учитель Марина Митрохина. — И тренируются по программе, учитывающей половые различия. Так, в группе мальчиков главный упор мы делаем на силовую подготовку — молодой человек должен быть физически развитым, сильным. В комплекс входят упражнения на разработку групп мышц, подтягивание, канат, занятия на “коне”, прыжки через “козла”, бег, атлетическая подготовка. Ну и, конечно, спортивные игры — баскетбол, футбол и волейбол. У девочек же мы больше развиваем гибкость, ловкость, подвижность. Они любят комбинированную эстафету, салочки, скакалки, занятия на бревне. Обычно в девичьих классах физические упражнения проходят под музыку — получается что-то вроде аэробики или шейпинга. Кроме того, девочки охотно играют в бадминтон, мини-футбол, “перестрелки” (игра с мячом вроде “вышибал”). Но есть и одинаковые для всех детей упражнения — бег на короткие дистанции, прыжки в длину и пр. Но при этом все равно подход к ученикам разный. Если мальчик, скажем, боится прыгать через “козла”, его можно взять на “слабо”, а вот девочкам требуется сначала пощупать “козла”, посидеть на нем верхом, потом осторожно перепрыгнуть…

По словам Марины Васильевны, раздельные занятия нравятся самим ребятам — они чувствуют себя более комфортно, раскрепощенно, не стесняются и не комплексуют. Но это не означает, что мальчики и девочки никогда не встречаются в спортзале. “Мы часто проводим соревнования между классами, — говорит Митрохина, — и бывает, что девочки выигрывают, особенно в волейбол. А в межшкольных соревнованиях наши ученики выступают смешанной командой”.

Необычные занятия физического воспитания проходят, как выяснилось, не только в 1257-й. В 1065-й школе (ЮЗАО) практикуют тренировки разновозрастных волейбольных команд (американская система).

— В зал на занятия волейболом может прийти любой ученик, — говорит преподаватель физкультуры Надежда Семушина, — поэтому между собой сражаются, как правило, разновозрастные команды — состоящие, скажем, из пяти-, восьми- и десятиклассников, из мальчиков и девочек. Такой подход принят в американских школах, он более удобный и демократичный, чем жесткое разграничение по возрасту, — ребята во время игры помогают друг другу, потом начинают дружить. Это, на наш взгляд, очень хорошо, ведь обычно ученики из разных классов мало общаются между собой, особенно при большой разнице в годах. А еще к нам часто заглядывают родители учеников, и тогда мы играем семейными командами — дети вмести с папами и мамами. Для нас главное, чтобы ребятам нравилась игра, чтобы они охотно приходили в спортзал.

В школе №235 на уроках физкультуры активно пропагандируют фитнес и восточную гимнастику.

— Наша школа находится в самом центре города, — говорит преподаватель Индира Хабибуллина, — зимой заниматься на лыжах просто негде. Поэтому мы попросили разрешения заменить лыжную подготовку фитнесом. Сначала такие занятия проходили только в начальных классах, а теперь в них принимает участие практически вся школа. На физкультуре мы используем элементы калланетики (медленная растяжка мышц под музыку), пилатес (плавные движения руками и ногами), йогу (определенные позы), кроме того, дети выполняют упражнения на дыхательную гимнастику дзянь-фей и танцуют джаз-модерн и хип-хоп. Поэтому у нас практически не бывает, чтобы кто-то не хотел идти на физподготовку, — каждый находит для себя что-то интересное. И даже дети с ослабленным здоровьем с удовольствием приходят на фитнес-уроки.

А в 655-й школе (СВАО) уже второй год все младшеклассники играют в футбол.

— Мы участвуем в специальной футбольной программе, — поясняет учитель Сергей Меренков, — она направлена не только на физическое развитие учеников, но и на воспитание из них культурных болельщиков.

Спортивную форму и инвентарь ребятам предоставила команда “Спартак”, и теперь на каждом уроке физры дети самозабвенно гоняют мяч — учатся виртуозно отдавать пас и забивать красивые голы. Причем играют как мальчики, так и девочки — команды смешанные, никакого различия по полу не делается. А после уроков ребята вместе с родителями бесплатно ходят на матчи с участием любимой команды. Совместное “боление” с папами и мамами очень нравится малышам, и они стараются не пропускать ни одной игры.



    Партнеры