В “МК” поставили «№13»

Олег Табаков — на вручении театральной премии “МК”: “Советую разделить ваши сбережения на три равные части…” Аплодисменты

…Если верно, что “№13” — самый кассовый спектакль в Москве, также верно и то, что и 13-я церемония награждения театральной премией “МК” получилась самой яркой, стремительной и остроумной. Кстати, последним ее получал Олег Павлович Табаков, кстати, в номинации “Добрый талисман нашей газеты”. Приняв цветы и шикарное блюдо, он низким голосом, выдерживая отеческую паузу, напутствовал:

— Дорогие товарищи. Друзья. Коллеги. Я всем советую разделить сбережения на части: часть — в евро, часть — в долларах и часть…

— В чулках! — кричат с мест.

…Но началось все с “Человека года” — актерской мамы всех времен и народов Маргариты Эскиной, она первой пожаловала в “МК”…

13.30. Маргарита Александровна решилась на подробную экскурсию по “МК”, и даже надпись “Не входи — убьет” (полузамазано) на дверях фотокоров ее нисколько не смутила. “Вот сколько лет живу, столько и люблю комсомол!” — шутит, присаживаясь в кресло. “Как уютно да как хорошо! Это сколько ж человек здесь работает? И компьютеры — всё по последнему слову…” Но пора уж и в зал. Полна кубышка — не протолкнуться.

Главный редактор “МК” Павел Гусев входит под руку с Элиной Авраамовной Быстрицкой… Зал встает и долго аплодирует. Маргарита Эскина:

— Я Элине говорю: я с палкой хожу, ты с палкой, ну как жить дальше?

Палка — не палка, а энергии наших мэтров можно только позавидовать: как Маргарита Александровна тащит Дом актера, буквально грудью прикрывая, выдирая его из цепких лап удивительно законопослушных инстанций; как Быстрицкая, каждой ролью выдающая страстный актерский пыл… Жить хочется, на них глядя!

Однако третий звонок — на сцене “МК” Павел Гусев и Марина Райкина, затеявшая на свою голову всю эту премию аж в 1995 году…

— В том-то и дело, — говорит Павел Гусев, — 13 лет с премией живем, и, несмотря на число это, мы — счастливы! Не ушли со сцены, не погибли, не затерялись в водовороте событий, крахов, финансовых кризисов. Что ни год — то премия! В начале 90-х их, театральных премий, было великое множество. Каждая газета устраивала… Ну и что в итоге? Почти все исчезли, мы — остались! Однако я умолкаю.

Отчего ж? Такова священная традиция: меньше слов — быстрее к столу. На премии можно: свистеть, хрипеть, заполошно улюлюкать, галдеть, ворковать, балагурить, гуторить, в общем, впадать в тотальную анархию. Нельзя: сипеть, бубнить, гундосить, занимать эфир длинною тирадой: “Я хочу передать привет маме, моему режиссеру, его помощнику, помощнику помощника и…” — микрофон выключается. Наш девиз: скорость без занудства. Райкина так и сформулировала:

— Вышел, поклонился, сказал: “Спасибо вам, Олег Павлович, за все!” — и пошел вон. В смысле — на фуршет.

В прошлом году уложились в 12 минут (специальный человек с секундомером нанимается, на Олимпиадах время замеряет). В этом — чуть дольше. А то — одни аплодисменты Эскиной, Быстрицкой, Табакову и Меньшикову чего стоили!

Но прежде всех отстрелялся художник по свету Дамир Исмагилов — ему ж в Минкульт бежать, из рук г-на Авдеева премию получать (вот так совпало).

— Так и светите всегда! — буйствует зал.

Далее пошли традиционные номинации — начинающие, полумэтры и мэтры.

— Я тут два года назад предложил начинающих дециметрами называть, — улыбнулся шутке своей Павел Николаевич.

Ну и пошло: Евгений Павлов из “Современника” за лучшую мужскую в номинации “Дебют” (Петрушка, “Горе от ума”), Аркадий Киселев — лучшая мужская среди начинающих за Ивана-дурака (“Конек-горбунок”, МХТ им. Чехова), Ирина Таранник — лучшая женская, Сергей Медведев… Какой урожай МХТ собрал своим собственным “Горбунком”! А вот и, кстати, лучший кукольный спектакль — “Все” (театр “Тень”).

За лучшую комедию года премию вручили “Квартету И” (“Разговоры мужчин среднего возраста”). Актер Камиль Ларин (один из “квартерантов”) тянет эдак задумчиво:

— Вот счастье привалило — в кои-то веки премию дали… А то как премия — так за футбол. Может, мы лучше в футбол играем? Всех обнимаю!

Вот и до полумэтров дошло: за лучший дуэт отдуваться пришел муж — Максим Матвеев, а жена Яна Сексте… “Работает она!” — трубит Максим (сыграли в “Сорок первом”, МХТ). Далее — второй план: мощный Сергей Беляев взял “лучшую мужскую” за Царя (“Конек-горбунок” МХТ): “Как же так? Я — царь!”

“Каким людям даем! — восхищаются в зале. — Царь, Герцен, Стольник! Это ж ролищи! А кто получает: Илья Исаев (Герцен), Нелли Уварова (три роли в “Береге утопии” РАМТ), Эдуард Чекмазов (стольник)…”

— Как это удивительно и здорово, что из такого количества безумно талантливых людей вы — “МК” — сумели выбрать самых талантливых! — с чувством изрекла Елена Валюшкина, уносящая блюдо Императорского фарфорового завода за женскую 2-го плана среди полумэтров (“Шум за сценой”, Театр им. Моссовета).

Тишина в зале. Мэтры. Дубль первый и единственный. Лучшая мужская второго плана — Збруеву; артист на гастролях, аплодисменты передаются по воздуху. Женская второго плана — Ольга Дроздова (роль Ольги, “Три сестры” в “Современнике”):

— Спасибо моему сыну, который помогал мне во время репетиции!

“Лучший дуэт” — за Малым театром: Василий Бочкарев — Борис Клюев (“Любовный круг”, Малый театр), “Лучшая женская” — Элина Быстрицкая за тот же “Любовный круг” (Китти)…

И вот самый финал: “Лучшая мужская” и “Лучший спектакль”! Но все уж всё поняли, не зря ж на последнем ряду скромненько присел стройный, утонченный гранд — Олег Меньшиков. Услышав имя свое (роль в спектакле “1900” собственной режиссуры), быстро взял приз и уж собрался бежать, но:

— Минутку! А вас попрошу остаться! Лучшим спектаклем сезона-2007—08 стал “1900” — проект Олега Меньшикова и его “Товарищества…”!

Олег вышел со всей своей командой: “Без них бы ничего не получилось!”

На этом церемония оборвалась. Чтобы заново начаться в буфете…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру