Школьников втянули в сетевые махинации

Им дали “понюхать” Интернет, а потом лишили любимой игрушки

29 октября 2008 в 18:43, просмотров: 876

Еще год назад чиновники от образования торжественно заявили: теперь Интернет есть в каждой школе страны — на то в рамках нацпроекта “Образование” была организована специальная программа. Действительно, Всемирная Сеть проникла тогда даже в самые отдаленные альма-матер — за счет средств федерального бюджета. Но с октября этого года финансировать доступ детей в “глобальное пространство” предстоит местным властям — последние, правда, об этом позабыли: в некоторых областях школьный Интернет в годовую смету расходов так и не вошел.

Собственно, массовое распространение Мировой Паутины в альма-матер вылилось в типично российскую историю: как только проект с федерального уровня спустили на местный, началась неразбериха. Областные власти некоторых регионов не предусмотрели оплату Интернета в своих годовых бюджетах. Так что в некоторых школах Сеть попросту отключилась. На первый взгляд кажется, что никакой трагедии не произошло: школы–то от отсутствия “выхода в большой мир” работать не перестали. Однако два года безлимитного трафика дали о себе знать: оказывается, учиться вне Сети довольно трудно.

Справка “МК”. К Сети сегодня подключены 52,3 тыс. российских альма-матер. На их интернетизацию из госбюджета потрачено 3 млрд. руб.

Критерий конкурентоспособности

Ни для кого не секрет, что кампанию по интернетизации придумали прежде всего для сельских школ, а таких у нас, по оценке экспертов, свыше 60%. Тем более что в большинство альма-матер в крупных городах Всемирную Сеть провели еще раньше, своими силами.

А вот в деревнях не просто доступа к образовательным ресурсам не было — многие школьники даже слабо представляли себе, как пользоваться сетевыми источниками информации. Домашних компьютеров на селе раз-два и обчелся, поэтому до появления Интернета в учебных классах компьютерная грамотность ребят из отдаленных регионов оставляла желать лучшего. Уравнять IT-развитие сельских и городских детей — такова была основная цель программы нацпроекта. И действительно: учебные заведения в глубинке с энтузиазмом стали осваивать Всемирную Паутину, школьники начали лепить компьютерные презентации как пирожки. Вся ранее скудная проектная деятельность отдаленных школ перевелась в электронный формат. Но… счастье длилось только два года — потом чиновники областных управлений образования стали нашептывать директорам школ: Интернет, возможно, скоро исчезнет. И сельские ребята опять забудут, как пользоваться электронным чудом. А соответственно, дети из маленьких городов и сел на выходе из школы опять будут менее конкурентоспособны, чем их городские сверстники. Министр образования и науки Андрей Фурсенко и так постоянно говорит, что качество знаний в малокомплектных школах ниже, чем в крупных учебных заведениях. А теперь бедным негородским школярам снова придется постигать ряд предметов “на пальцах”. Какие уж тут равные возможности и равные знания при поступлении в вузы?

— Вы не представляете, как освежилась наша работа с приходом Интернета! — восклицает директор Иртышской средней школы, что в Омской области, Фаина Беляева. — Мы и на уроках используем сетевые информационные ресурсы, и обучение информатике стало куда более эффективным. Только вот ходят у нас разговоры — пока неофициально, — что скоро Интернет отключат…

Что это: нежелание выделять средства на оплату трафика в школах или простая безалаберность? О том, что тянуть лямку по оплате трафика теперь придется самостоятельно, регионам напомнили. Во всяком случае, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко еще в прошлом учебном году разослал чиновникам предписания о том, что учебные заведения будут постепенно отключаться от государственной кормушки: в октябре — 597 школ, в ноябре — 8712, а к концу года — еще 15 тысяч. Почему же ученики могут остаться без доступа во Всемирную Паутину? Директора Иртышской школы Фаину Николаевну не волнуют причины: ей хочется только, чтобы ее ученики выходили из школы максимально подготовленными — и к работе на компьютере в том числе.

Что за урок без Интернета…

За те два года, что в российских альма-матер был неограниченный трафик, администрация школ ухитрилась немного подкорректировать программу обучения под новое электронное чудо. В дневниках некоторых школьников даже в учебном плане стоит пометка: домашнее задание — компьютерная презентация.

— Да, наши ребята быстро освоили Всемирную Паутину — они сами ратовали за то, чтобы большинство уроков проходило при использовании компьютерных технологий, — рассказали “МК” в Белореченском лицее Иркутской области, — не говоря уже о том, что из Интернета ребята брали полезную литературу.

Кстати: как стало известно “МК”, в Усольском районе Иркутской области без выхода во Всемирную Сеть побывали уже три школы. Их отключили в июне прошлого года, а восстановилось соединение только в конце сентября. Это, как считают в местных школах, был первый звонок: связь с миром может исчезнуть.  Интернет в альма-матер этого региона финансирует еще федеральный бюджет — переход к местному финансированию проходит “плавно”.

— Нам в администрации посоветовали искать провайдера для школы, чтобы потом заключить с ним договор. Деньги вроде бы дадут. Но о том, что с Интернетом возникнут некоторые трудности, нас предупредили, — поведали “МК” в Белореченском лицее.

Перестроиться на “безвиртуальную” систему обучения, конечно, будет не так трудно — правда, степень усваивания школьниками материала упадет. Ведь детям важна наглядность. Есть и другой момент: преподаватели, получив доступ к всемирному кладезю информации, стали проявлять невероятное творческое рвение. Педагоги из глубинки теперь больше участвуют в различных конкурсах, получают награды — во всяком случае, Всемирная Сеть дала им новое поле для деятельности.

Кто вышел из Сети?

О том, что некоторые школьники могут остаться без доступа “к миру”, стало известно не вчера. Руководители областных департаментов образования активно получают внушения от столичного начальства, многие спешно исправляют ситуацию. Если внести коррективы в годовой бюджет региона весьма затруднительно, то найти спонсора для оплаты безлимитного трафика для бедных школяров еще возможно. Вот регионы и стараются.

— Все договоры у нас заключены — до конца года мы потратим на интернетизацию 1 миллион рублей. На следующий год мы объявим открытый конкурс на интернет-обслуживание школ нашего региона, — уверяет “МК” директор Белгородского центра оценки качества образования Сергей Батаев.

К слову, еще совсем недавно Белгородская область была в числе тех регионов, кто вовремя не продемонстрировал свою готовность обеспечить школам безлимитный доступ в Интернет. То же самое касается Курской области. Еще в начале года директора альма-матер этого региона испугались, что “выпадут из сетевого пространства”. Сейчас доступ ко Всемирной Паутине в школах этой области постепенно переходит на оплату из местного кармана.

— У нас переход на местное финансирование проходит безболезненно,  уже оплачен трафик в 128 школах, — заявил “МК” директор Информационно-аналитического центра Курской области Михаил Погребцов.

Проблемными остаются Омская, Астраханская, Самарская, Орловская, Читинская области, Приморский край и некоторые другие регионы. Что будет со школьным Интернетом здесь — пока неизвестно.

В Москве судьба школьной Сети всегда была независима от нацпроекта “Образование”: доступ к образовательным ресурсам в учебных заведениях столицы финансировался из городского бюджета.

— Мы всегда уделяли большое внимание этому вопросу, — говорит пресс-секретарь столичного Департамента образования Александр Гаврилов, — на данный момент к Интернету подключено порядка 98% процентов московских школ. Более того, школьники пользуются высокоскоростным оптоволоконным соединением — это значительно расширяет возможности использования сетевых ресурсов. Так что в столице вопрос подключения альма-матер к Глобальной Сети уже давно не стоит.

Все ли российские альма-матер будут иметь доступ в Мировую Сеть — пока неизвестно. Конечно, несправедливо будет оставлять отдельных ребят на обочине мирового прогресса. Однако у сбоя в системе всероссийского школьного Интернета есть, несомненно, и свои плюсы: при отсутствии Сети у школьников точно не будет возможности висеть на “запрещенных” сайтах. Ведь даже учитывая все системы безопасности, установленные провайдерами на ученических компьютерах, ребятня все равно находит и будет находить способы посмотреть порнушку или пообщаться на экстремистских форумах — так уж повелось, что школьники обычно бывают изобретательнее, чем даже самые современные системы защиты.

СПРАВКА "МК"

Как часто школьники взламывали системы интернет-защиты?

— 17 октября этого года в Ульяновске группа старшеклассников взломала систему интернет-дневников. Понаставив сначала несуществующие оценки, ребята и вовсе вывели электронные дневники из строя.

— В июне 2007 года московские школьники взломали систему защиты ЕГЭ — так правильные ответы оказались на руках у юных хакеров.

— В июле прошлого года ученик на школьном компьютере взломал государственную систему защиты от порнографии стоимостью 69 миллионов долларов! Дело, правда, было в Австралии, но изобретательность юных хакеров, как известно, особенность международная.



    Партнеры