Бюджет становится призраком

Дума голосует за “мутную воду”

30 октября 2008 в 17:42, просмотров: 600

Сегодня Госдума принимает в 3-м чтении бюджет на следующую трехлетку. Документ ошеломляет оптимизмом: на 2009 год запланированы профицит в 1,9 трлн. руб., цена на нефть — 95 долларов за баррель, инфляция — 8,5% при курсе доллара 24,7 руб…

Это бюджет, который невозможно будет исполнить, а исполнение — невозможно проконтролировать.

1-е чтение жизнерадостного документа состоялось 19 сентября, после первого сокрушительного обвала на российском фондовом рынке. К 5 октября, говорят думские эксперты, Минфин разместил через аукционы на счетах задыхающихся от отсутствия ликвидности  банков 668 млрд. руб. “Временно свободных”. Под это щадящее нервы определение попадают и недоистраченные по каким-то причинам средства, и дополнительные доходы.

2-е чтение бюджета состоялось 17 октября, после принятия решений о направлении триллионов рублей и миллиардов долларов на поддержку банков и компаний, набравших кредитов на Западе. Но никаких изменений в главный финансовый план страны не внесли. Никаких — кроме одного: до 175 млрд. руб. из средств, которые, по предположению Минфина, останутся от 2008 года, можно будет использовать в следующем году “на реализацию мер по поддержке финансового рынка РФ”… Конечно, сразу возникает мысль о вменяемости тех, кто такое принять предлагает (то есть Минфина), и тех, кто за такое голосует (думское большинство). 

Не беспокойтесь. Они все прекрасно понимают.  В Госдуме г-н Кудрин, объясняя, почему нельзя выделить средства регионам на повышение зарплат бюджетникам, говорил: “У нас в следующем году и на федеральном уровне возможно уменьшение поступления налогов по сравнению с планом. Это связано со снижением цены на нефть. Возможно, меньше, чем мы хотели…” Тут микрофон отключился — как всегда, на самом интересном месте... Подставившие плечо правительству депутаты из “ЕР” и ЛДПР руководствовались, наверное, той же логикой, что и глава Комитета по бюджету и налогам г-н Васильев, заявивший: “Мне кажется, в этот период ничего делать не надо, нужно просто ждать и смотреть. Пока что, знаете, еще не наступило то, о чем говорят, и может, и не наступит. Дай Бог, чтобы этого не было”. Дай Бог, конечно. Но это уже есть.

Впрочем, даже если бы бюджет был более реалистичным, проконтролировать, насколько точно он исполняется, практически невозможно. Трехлетние бюджеты — гениальная идея! Представьте: бюджет на 2008—2010 годы приняли прошлым летом, с тех пор он правился два раза, и сейчас, одновременно с принятием бюджета на 2009—2011 годы, правится опять. Значит, чтобы понять, кому сколько денег положено и проконтролировать выполнение расходов, нужно по 2008 году анализировать сразу 4 бюджета. А по 2009 году? С тем, что принимается сегодня, уже получится 5 бюджетов! И ведь никто не сомневается, что после Нового года придется “поджиматься”, урезать расходы…

Мутная вода — эти трехлетки. “В Счетной палате говорят, что уже сейчас они не могут установить объем реального расходования средств”, — говорит член Комитета по бюджету и налогам г-жа Дмитриева. И добавляет: “Но в обстановке, когда правительство двигает триллионными потоками, упрек в несоответствии на несколько миллиардов рублей Минфин сочтет просто оскорбительным…”

Когда бюджетный процесс в Думе шел к финалу, стало ясно, почему же всем наплевать на его содержание. На прошлой неделе “МК” писал, как под лозунгом “Все и всё на борьбу с кризисом, которого нет!” Минфин предложил внести в Бюджетный кодекс поправку, которая окончательно развязала бы правительству руки в распоряжении госказной.

Поправка эта дала бы ему право, не получая хотя бы формальной санкции парламента, перебрасывать средства с одного раздела — на другой, с соцполитики — на национальную оборону и, наоборот, с одного объекта — на другой, с одного года — на другой в пределах трехлетки. Поправка сначала была гневно отвергнута даже “единороссами”. Но, по некоторым сведениям, сегодня она вновь всплывет, Думе будет предложено за нее проголосовать, и поддержка большинства будто бы гарантирована.

Ничего, и без бюджета жить можно. Один международный чиновник как-то рассказывал о своем посещении африканской страны. Там не было ни банков, ни бюджета. У президента в кабинете стоял  сундук с деньгами, откуда он выдавал определенные суммы по своему усмотрению. На войну, на зарплату чиновникам, на закупку продовольствия…



Партнеры