$2,5, или Глоток виски за Белый дом

“МК” выяснил, как американцы избирают главу государства

На президентских выборах 4 ноября 2008 года голосовать имеют право все граждане Америки, достигшие 18 лет.

В нескольких штатах права голоса лишены заключенные. Выборы тайные, и хотя “нормальной смелости” от избирателей уже не требуется, проголосует лишь немногим более половины избирателей. Но давайте по порядку.

Как известно, в XVIII веке американцы голосовали в прямом смысле этого слова — голосом или руками. Или ногами. (Прочерчивалась линия. Кто за — по одну сторону, кто против — по другую.) Вдобавок существовал жесткий половой ценз и ценз собственности — правом голоса обладали только мужчины с определенным состоянием, эти требования варьировались от штата к штату. Бумага и перо редко употреблялись. Кстати, слово “баллотироваться” происходит от итальянского ballotta, то есть “маленький мяч”. И люди часто голосовали горохом или камешками. А иногда даже патронами и пулями! Например, в Пенсильвании голосовали, бросая в шляпу фасоль. Когда бумага заменила фасоль, это было сделано не ради тайны голосования, а ради упрощения подсчета. Первые американцы считали тайное голосование проявлением трусости, недостойным и неджентльменским. В законе штата Южная Каролина говорилось, что тайное голосование “разрушает ту благородную и щедрую открытость, которая характеризует джентльмена”. Впрочем, потребовалось много лет для того, чтобы слово ballot перестало означать нечто круглое и стало синонимом бюллетеня.

Конституция США 1787 года оставляла процедуру голосования на усмотрение штатов. Лишь по настоянию Джеймса Медисона в нее была внесена оговорка о надсмотре со стороны конгресса “на всякий случай”, ибо “невозможно предвидеть все злоупотребления”. Основатели Соединенных Штатов, формулируя избирательное право новоиспеченного государства, не могли предвидеть (исключение составлял Бенджамин Франклин), что население Америки, насчитывавшее в 1790 году четыре миллиона человек, вырастет к 1870 году в десятикратном размере. Не представляли они и всеобщего голосования. Так, на первых президентских выборах только 6% процентов населения имели право голоса. Но даже не они избрали Джорджа Вашингтона своим президентом. Они голосовали за делегатов в коллегию выборщиков, которая уже избрала президента. Дело в том, что “отцы-основатели” не доверяли мудрости обычных людей, пусть даже прошедших имущественный ценз. Коллегия выборщиков была создана в качестве компромисса. Поначалу предполагалось, что президента будет выбирать конгресс. Но этот проект противоречил принципу разделения властей.

На смену рукам пришли бюллетени

Голосование бюллетенями предполагало, что ты сам приносил их на избирательный участок. Иногда это был просто клочок бумаги. Голосующему в таком случае необходимо было помнить имя кандидата и его правильное написание. При малейшей ошибке, даже буквенной, бюллетень считался недействительным. Некоторые наживались на этом. Они приносили бюллетени с правильно написанными именами кандидатов и продавали их избирателям прямо на месте голосования. Это не считалось противозаконным. Деньги, вырученные таким макаром, назывались “мылом”.

ХIX век принес демократизацию в американскую избирательную систему. Новые штаты, вступавшие в союз, отменяли ценз собственности, что оказывало давление и на старые штаты. К тому времени, когда президентом был избран Эндрю Джексон (1828 год), правом голоса обладали почти все белые мужчины. Но голосование бюллетенями все еще походило на пародию, ибо подавляющее большинство бедняков и иммигрантов были безграмотными. Печатать бюллетени стали партийные аппараты, часто в газетах. Затем их вырезали из газет. Но Верховный суд США оспорил такую форму голосования, поскольку имена кандидатов не могут быть заранее напечатаны в бюллетенях. Они должны быть вписаны в момент голосования.

Напечатанные бюллетени стали называть “партийными билетами”, поскольку они были похожи с виду на железнодорожные билеты. На них ставилась символика партии, чтобы безграмотные избиратели не перепутали “билет”. Билетная система помогла консолидации власти крупных партий. Она повлекла за собой всевозможные подлоги и насилие. Кандидатам приходилось отстегивать партийным боссам большие суммы, чтобы те вносили их имена в партийные списки. Они же брали на себя и расходы по печатанию бюллетеней, подкупу избирателей и найму вышибал. С ростом расценок росли и размеры бюллетеней.

В 1831 году законы штата Мэн стали предписывать бюллетени, напечатанные на бумаге одинакового цвета, чтобы защитить от насилия кандидатов, голосующих за партии меньшинства. Но это мало помогало, ибо считалось “нечестным” скрывать, за кого ты голосуешь. Как говорил вирджинский законодатель Джон Рэндолф: “Тайное голосование превратит нашу нацию в нацию подлецов”. Но в более прогрессивном штате Массачусетс с 1851 года бюллетени стали вкладывать в конверты, которыми избирателей снабжал госсекретарь штата. Однако конверты вызвали сильное негодование публики, которая расценила это как “акт деспотизма” властей. Власти Массачусетса вынуждены были объявить пользование конвертами “необязательным”. В поправке к закону говорилось, что власти “обязаны предоставить каждому гражданину право голосовать так, как делали его предки — открытым баллотированием”. Однако открытое голосование вызвало волну насилия, ибо противники могли узнавать друг друга.

Австралийский опыт


Считается, что общенациональную систему тайного голосования американцы позаимствовали у Австралии. В Соединенных Штатах самым рьяным толкачом австралийской системы был Генри Джордж. Он приехал в Австралию в 1855 году, будучи еще 15-летним пареньком. Женившись на австралийке и вернувшись в Штаты, он стал толкать в народные массы янки идею тайного голосования. Его агитации помог скандал в Нью-Йорке, где партийная машина пресловутого босса Вильяма Мэгера Твида занималась покупкой голосов. Впрочем, Нью-Йорк исключением не был. В Сан-Франциско существовала даже официальная такса — 2,50 доллара за голос. А в штате Индиана люди продавали свои голоса за сэндвичи, за глоток виски “из горла”, за fiver, то есть пятерку долларов. В 1888 году штат Массачусетс принял австралийскую систему голосования. За ним последовали и другие штаты. Штат Нью-Йорк сдался в 1890 году, после того как перед упиравшимся губернатором Дэвидом Хиллом опорожнили миски с петициями весом в полтонны. Но проблемы не исчезали. Безграмотные иммигранты и бывшие рабы не знали, что написано в избирательных бюллетенях. Начали вводить ценз оседлости. В Вирджинии для пущего усложнения бюллетени стали печатать готическим шрифтом. Благодаря этой системе бюллетеней число голосующих негров упало с 71% до 38%. С тех пор началось неуклонное, продолжающееся по сей день падение числа американцев — и черных, и белых, — принимающих участие в выборах. В 1965 году законом о праве на голосование был отменен наконец тест на грамотность. Но полное торжество австралийской системы сделало американские выборы менее живописными. В день выборов сейчас запрещены шоу-дебаты на избирательных участках. Последнее обстоятельство особенно возмущает американцев. Возмущает американцев и то, что в избирательный процесс вторглась “ориентированная на профицит” технология. (Впервые избирательная машина с рычажком, как игорная, была запатентована в январе 1889 года и пущена в ход в ноябре 1892 года.
Машины и люди: кому верить?

Людей можно убивать, машины — ломать. И тех, и других реально с одинаковым успехов запрограммировать на что угодно. И здесь переход количества в качество не всегда происходит со знаком плюс. В 2000 году Буш украл победу у Гора благодаря “забарахлившим” машинам голосования в штате Флорида. В 2002 году по закону “поможем Америке голосовать” из федерального бюджета на закупку электронных избирательных машин были выделены $3 миллиарда. Но на президентских выборах 2004 года техника опять “подкачала” и опять в пользу республиканцев. В 2005 году эксперты по безопасности из Black Box Voting.org за четыре минуты сменили результаты реальных выборов на подложные в машинах, где голосуют прикосновением пальца к экрану. Ученые-компьютерщики и эксперты по компьютерной безопасности призывают возвратиться к бумажным бюллетеням. С 2002 года прошло всего шесть лет, а на свалку уже выброшены за негодностью десятки тысяч электронных машин голосования. Только Флорида пустила на вторсырье 30 тысяч электронных экранных машин. Вот почему на предстоящих президентских выборах 4 ноября около 60% избирателей проголосуют по старинке.

Избирательная система в Соединенных Штатах чем-то напоминает штопаные-перештопаные носки бедного студента. Конституция, принятая еще в ХVIII веке, была залатана кучей поправок. ХIХ век принес всеобщее избирательное право с “прорехами”. ХХ век сделал его тайным. Сейчас наступил технологический век оптических сканеров и иных электронных фокусов, но вот непрямые выборы — наследие ХVIII века — остались, в результате которых кандидат, получивший большинство голосов, может оказаться не в Белом доме, а с носом.

Невиданная активность американцев, желающих проголосовать досрочно, наблюдается во всех городах США. Избиратели выстраиваются в огромные очереди, а ожидание иногда затягивается до 5 часов. Зная, что будет такая ситуация, люди приносят с собой книги, плееры и пляжные стулья и с комфортом ждут своей очереди. Как сообщила во вторник телекомпания CNN, например, в штате Джорджия из 5,6 млн. зарегистрированных избирателей уже проголосовали 1,2 млн. человек (более 21%). В Вирджинии свои голоса уже также отдали около 20% жителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру