Неудобный закон

После 100 попыток переписывания закон о СМИ получил наконец новую редакцию

Рабочая группа, несколько месяцев назад созданная “единороссами”, чтобы решить судьбу закона “О средствах массовой информации”, свою миссию выполнила. О ее итогах мы поговорили с руководителем группы, первым вице-спикером Госдумы Олегом МОРОЗОВЫМ.

— Считалось, что группа должна была не допустить конфликта между СМИ и думским большинством из-за сильного желания депутатов закон о СМИ переписать. Удалось?

— Интерпретировать причину создания группы можно по-разному. Но если я правильно понимаю, речь шла о другом. На протяжении почти 18-летней жизни закона в Госдуме обсуждалось более 100 предложений о внесении изменений в его текст. Подавляющее большинство их было отклонено. Парадокс: с одной стороны, все вроде бы недовольны законом, а с другой — он оказался очень жизнеспособным. Ни одна из Дум не осмелилась на кардинальные изменения.

Но законопроекты-то все поступают и поступают!

— И изменения, связанные с принятием законов о борьбе с терроризмом и экстремизмом, все же были в закон внесены...

— Да, но многие специалисты-правовики, не оспаривая их по сути, считают, что в результате в документе, очевидно нуждающемся в актуализации, появились внутренние противоречия. И, наконец, к теме было привлечено внимание президента Дмитрия Медведева. Все вместе взятое и привело к созданию фракционной группы. Мы привлекли представителей медиасообщества, сенаторов... Работа завершена.

 
— И каковы ваши выводы?

— Пересматривать концепцию закона не имеет смысла. Он очень неплохо был продуман, и большая часть возникающих проблем — это проблемы правоприменительной практики. Или проблемы других законодательных актов: к примеру, если мы считаем, что за клевету в СМИ надо наказывать сильнее, то это дело Уголовного кодекса. Но решив, что закон о СМИ остается базовым, мы признали необходимость его правки. Есть текст этой правки на 64 страницах, подготовленный авторами закона Михаилом Федотовым и Юрием Батуриным (они всего три статьи не тронули в своем детище). Есть замечания членов рабочей группы. Все это будет передано в думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Там депутаты и эксперты разберутся с каждой из статей, и все, что приобретет согласованный вид, вынесем на рассмотрение палаты.

— Учитывая масштаб правки, это все же будет новая редакция?

— По идее — да. Но новизна прежде всего в приведении закона в соответствие с действующим законодательством. Получилось по принципу “не было бы счастья, да несчастье помогло”: не было бы рабочей группы, может, опять руки бы не дошли... Вторая группа изменений — исключение внутренних противоречий, возникших из-за несистемной правки закона. И, наконец, появятся новации, касающиеся особенностей работы журналистов в зонах контртеррористических операций, военных действий, во время разных чрезвычайных ситуаций.

— Предполагалось, что рабочая группа подготовит “дорожную карту” — перечень законопроектов, которые надо разработать и принять для регулирования медиапространства...

— В списке около десятка законопроектов. Мы предложим фракции за каждым из этих направлений — Интернет, цифровое телевидение, экономические основы деятельности СМИ — закрепить ответственных депутатов. А потом придать им некий инструментарий: может быть, создать рабочую группу Думы, поручить аппарату привлечь на временной основе за плату экспертов или отдать разработку законов какому-то институту... Может, и наша группа сохранится — в качестве координирующего центра.

— Есть еще два ключевых участника законодательного процесса — правительство и Кремль. Их мнение вам известно?

— Правительство принимало участие в работе группы. Говорил я и с Алексеем Громовым, замруководителя Администрации Президента. У нас очень сходное видение проблемы. Содержательные вопросы мы пока глубоко не трогали, но принципиально все согласны, что концептуально базовый закон менять не надо.

— Когда можно ждать готовых текстов?

— Правку базового закона, я думаю, в течение весенней сессии мы можем завершить. А что касается дорожной карты, то, если треть проектов до конца созыва напишем и примем, это будет подвиг. Вот мы только тронули тему Интернета, а там такое море проблем!

— Не получится ли так, что, пока вы работаете по плану, в Думу будут по-прежнему вноситься предложения по переписке закона о СМИ, какие-то из них примут, и появится новая реальность, которую потом трудно будет изменить?

— Все попытки несистемно что-то решить будут теперь наталкиваться на более энергичное сопротивление. Мы всегда сможем сказать: подождите, ребята! Либо докажите, что данная проблема требует немедленного реагирования, либо идите в рабочую группу, пишущую закон на эту тему! Надеюсь, президент, Дума, Совет Федерации, правительство и медиасообщество будут занимать в этом вопросе солидарную позицию, и пробить такую стену будет очень непросто.

P.S. Сегодня у Олега Морозова день рождения. 55 лет — дата, по его словам, “полукруглая”. Отметит ее первый вице-спикер вместе с друзьями. “Они готовят мне сюрприз на этот вечер, какую-то программу, я в полном неведении, но по шуршанию, которое вокруг идет, понимаю, что это будет что-то веселое, смешное и интересное”, — сказал он “МК”.

Поздравляем!

СПРАВКА "МК"

На днях группа сенаторов во главе с Людмилой Нарусовой внесла в Госдуму очередной законопроект о внесении изменений в закон о СМИ. Он предлагает запретить журналистам собирать информацию о частной жизни граждан без “получения согласия от самого гражданина или его законных представителей (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов)”. Исключений для политиков и должностных лиц в проекте не делается. Что такое “общественные интересы”, которые могут оправдать внимание к частной жизни гражданина, авторы не объясняют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру