Президентская неожиданность (ФОТО)

Перед посланием ВИПы закусили пирожками, а после — разжевали суть новшеств

Первое Послание Дмитрия Медведева наверняка войдет в историю. В том числе и по степени засекреченности при подготовке документа — не было ни одной утечки в прессу о том, что ДАМ намерен озвучить инициативы о продлении сроков полномочий президента и Думы. Да что там в прессу — даже высокопоставленные “единороссы” признавались, что для них идеи Медведева стали полной неожиданностью. Однако члены партии власти быстро взяли себя в руки и начали говорить журналистам, что предложения президента действующего — это продолжение курса президента бывшего.

Перед началом Послания ничто, как говорится, не предвещало. Приглашенные — губернаторы, мэры, сенаторы, депутаты и просто уважаемые люди степенно закусывали в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. В мае в этом зале проходила инаугурация Дмитрия Медведева, а теперь стояли столы с пирожками и напитками для избранных.

На фоне стоящего здесь же царского трона жующие ВИПы смотрелись особенно пикантно. Конечно же, журналисты спрашивали гостей, чего они ждут от Послания. И гости, конечно же, отвечали. Но приводить их ответы теперь не имеет смысла — все равно того, что произошло, не ждал никто. Вернее, многие ждали, что рано или поздно инициатива о продлении сроков полномочий президента получит конкретное воплощение, — помимо высказываний на эту тему, в том числе Владимира Путина, совершенно однозначные сигналы в последние месяцы исходили из Кремля. Но вряд ли кто-то думал, что кардинальное предложение прозвучит во время Послания. И уж совсем никто не ждал, что президент предложит продлить сроки полномочий Госдумы. О том, в какой завесе секретности готовились эти инициативы, можно судить по следующей истории. Высокопоставленный источник в Кремле рассказал, что накануне оглашения Послания видел готовый текст документа. Там было все то же самое, что на следующий день озвучил Дмитрий Медведев. Кроме двух вещей: отсутствовали предложения о продлении сроков полномочий главы государства и парламента и о необходимости правительства ежегодно отчитываться перед Думой. В связи с этим встает вопрос: насколько сузился к последнему моменту и без того узкий круг лиц посвященных? Источник в Кремле заверил “МК”, что с Владимиром Путиным президент консультировался. Но затруднился ответить, был ли ВВП в курсе всех инициатив…

Стоит сказать, что премьер Путин продемонстрировал редкостную пунктуальность, приехав на Послание вовремя. Едва не опоздал, как ни странно, Юрий Лужков. Буквально перед входом в зал он был перехвачен журналистами, которые интересовались его мнением относительно “Русского марша”. Лужков завелся. “Это националисты! Это маргиналы!” — страстно говорил он. На часах уже было без пяти двенадцать, а столичный градоначальник все еще продолжал высказывать собственную позицию. Я увидела, как к Лужкову тихонько подошел какой-то человек и сделал жест, будто пытаясь похлопать его по руке — мол, пора. Увы, на это человек так и не решился. Тем временем из зала раздались аплодисменты, из чего можно было сделать только один вывод: пришел президент. Мэр прервал себя на полуслове и поспешил в зал. На его счастье, пришел не президент, а премьер Путин, и хлопали именно ему. Однако Юрию Михайловичу нужно было найти себе место, а это было бо-ольшой проблемой — мэрам и губернаторам стульчики с именными табличками не полагались… Увидев, как торопится, буквально бежит Лужков, в зале засмеялись и ободряюще захлопали. Но природная удачливость не подвела Юрия Михайловича и здесь: стульчик нашелся! Теперь Лужков может с чистой совестью гордиться тем, что в Кремле хлопали не только президенту и премьеру, но и ему…

Речь главы государства, как водится, неоднократно прерывали аплодисментами. Кстати, Медведев побил путинский рекорд: если самое долгое Послание ВВП длилось 1 час 15 минут, то ДАМ говорил 1 час 23 минуты. Можно было заметить, что во время выступления президента премьер то и дело жевал губы. Психологи говорят, что это признак того, что человек усиленно размышляет. О чем и каково впечатление Путина от Послания — узнать не удалось: Владимир Владимирович как пришел, избежав встречи с прессой, так и ушел.

Глава ЦИК Владимир Чуров хоть и был в зоне доступа, но, как обычно, ничего толком не сказал. Его спросили, действительно ли озвученные Медведевым инициативы о продлении сроков полномочий не будут распространяться на нынешний срок президента и Думы. “Вот внесут законопроект, тогда все и прочитаем”, — философски заметил Чуров.

Владимир Жириновский бурно одобрял идею продлить полномочия главы государства: “Это даст нам большую стабильность. Нам не нужна американская норма, больше ни в одной стране мира президент не избирается на четыре года”. Закончив одобрять, лидер ЛДПР ехидно добавил: “Заметьте, что в Послании не было ничего из того, что бы предлагали коммунисты”.

Геннадий Зюганов, однако, придерживался прямо противоположного мнения. На вопрос, как он оценивает самые важные инициативы — о продлении сроков полномочий, — лидер КПРФ (вот что значит оппозиционер) заявил: “Это не самое главное. Главная новация — что впервые поддержано наше требование поставить исполнительную власть под контроль парламента”. На этом с похвалами было покончено, и последовала критика: все плохо в промышленности и с транспортом, и это были слабые места в Послании. “Но вы одобряете идею о том, чтобы Дума избиралась на пять лет?” — уточнила я. Зюганов не мог сказать просто: “Одобряю”. Он выразился по-своему, по коммунистически: “Пять лет — это наш срок. В советские годы все планировалось на пятилетку”. В переводе на русский язык это означало, что коммунисты идею одобряют. “А как вам инициатива о шестилетнем сроке президента?” — спросила я. “А это надо думать. Есть ряд встречных требований: когда тебя на шесть лет в результате нечестных выборов сажают на шею и за тобой нет контроля — это неправильно”.

“Единороссы”, как и следовало ожидать, думали наоборот: правильно все. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил: “Если президент предлагает какой-то курс, он должен иметь достаточные временные рамки для его реализации. У Владимира Путина было восемь лет, он имел возможность продлить (в смысле остаться на третий срок. — Н.Г.), но он не стал этого делать. Что же касается продления сроков полномочий президента до шести лет, то Владимир Владимирович публично говорил, что он поддерживает эту идею”. Секретарь президиума генсовета “ЕР” Вячеслав Володин, отвечая на вопрос “МК”, признался, что инициативы Медведева были для партии власти неожиданными, хотя “продление сроков полномочий президента — это тема, которая давно обсуждалась”. “Мы оптимизируем политическую модель страны”, — многозначительно произнес Володин, не забыв добавить: “Послание обеспечивает принцип преемственности”. Этакое заклинание “Единой России”…

Напоследок хочется вспомнить слова Рамзана Кадырова. Перед Посланием его спросили, чего он ждет от выступления президента. “Всего хорошего, — ответил президент Чечни. — Безопасность на Кавказе, поднятие экономики, третье-десятое… Всего хорошего”. Накаркал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру