Черный хозяин Белого дома

Невероятное стало очевидным: Барак Обама — кандидат демократов на пост президента — одержал оглушительную победу над своим соперником-республиканцем Джоном Маккейном

Он стал 44-м президентом США. Но 44 — лишь порядковый номер. Куда важнее то, что Барак Обама — первый президент Соединенных Штатов, в жилах которого течет кровь афроамериканца. Вот это уже тектонический сдвиг. Страна, традиционно считавшаяся консервативной, потеряла и саму себя, и весь мир.

Сегодня весь мир, включая Россию, поздравляет Америку с исторической победой и желает ей нового будущего в фарватере международного мира и демократии, которые без нее недостижимы. Где-то в Нью-Йорке, в засекреченном месте, в звуконепроницаемом помещении, отрезанные от всего мира, сидят представители американских медиа. Они корпят над поступающими со всех концов страны данными о проходящих президентских выборах. У них отобраны мобильники, компьютеры и иные средства связи. И они не имеют права покидать место своего добровольного заточения до пяти вечера по восточному (США) времени. Это Пул избирательных новостей (ПИН). Монастырское заточение его членов — результат дебатов о том, как влияют на исход выборов ранние (преждевременные?) сообщения о ходе голосования и тем более “проецирование” победителя. Эти сообщения и “проецирования” медиа делают на основе эксит-поллов, то есть опроса уже проголосовавших избирателей.

Подобная практика стала применяться с 1960 года и вскоре стала общепринятой. Она привела к тому, что победителей стали объявлять еще до окончательного подсчета голосов и даже окончания самого процесса голосования. В 1980 году телеканал Эн-би-си объявил победителем президентской гонки Рональда Рейгана за три часа до закрытия избирательных участков. Этот инцидент заставил конгресс США призадуматься. Законодатели пришли к выводу, что преждевременное “проецирование” победителя влияет на ход выборов: одни избиратели не идут голосовать, поскольку их кандидат уже победил, а другие — поскольку их кандидат уже проиграл. (Хотя окончательные результаты могли бы быть совершенно иными.) Поэтому было принято решение, согласно которому медиа получали право “проецирования” лишь после закрытия всех избирательных участков.

 И вот раздался первый тревожный для республиканца звонок. Первые результаты голосования, поступившие из Дикевилл-Нонча, штат Нью-Гэмпшир, гласили: Обама — 15, Маккейн — 6.

Конечно, одна ласточка не делает весны, но она ее провозвестница. 4 ноября казалось, что даже небеса покровительствуют Обаме. И в прямом, и в переносном смысле слова. Хорошая погода — важный фактор массовости голосующих. А по традиции — чем больше голосующих, тем лучше демократам. Демократы беднее республиканцев и больше “завязаны” на общественный транспорт. Они голосуют, как правило, на участках, где выстраиваются большие очереди избирателей. Мокнуть под дождем в течение нескольких часов согласится не каждый. Вот почему здесь в день выборов разговор о погоде — это тоже разговор о политике.

Национальная служба погоды в своем прогнозе на 4 ноября обещала теплую или мягкую погоду для этого времени года, с минимумом осадков. Солнечно в штатах Северная Каролина, Вирджиния и в моем штате Миннесота, где идет напряженное перетягивание каната между демократическим ослом и республиканским слоном. Впрочем, в этих штатах ожидаются кратковременные дожди. В горных районах не исключен снегопад. Прекрасная погода стоит в Неваде и Миссури. Короче, бабье лето, золотая осень. А победителей, как цыплят в поговорке, по осени считают…

Не только погода, но и мода благоволит демократам. Их партийный цвет — синий. Цвет республиканцев — красный, кстати, любимый цвет Карла Маркса. Одна из верховных жриц моды Миуччиа Прада объявила цветом года синий цвет — цвет ирисов Ван Гога. За ней последовали дизайнеры Марк Джейкобс и Зак Позен. Компании Nike, The Gap и даже Cadillac продвигают синий цвет. Супруга Обамы Мишель — вся в синем…

Завоевать Белый дом — дело муторное. За последние 20 лет ни один победитель не набрал более 51% голосов избирателей. А со Второй мировой войны только пять президентов переступили этот порог. Из 15 выборов это удалось Эйзенхауэру (1952 и 1956 годы), Джонсону (1964 год), Никсону (1972 год), Рейгану (1984 год) и Бушу (1988 год).

Выиграть второй срок — еще сложнее. Если придерживаться традиции, и у Обамы, и у Маккейна, если они победят, мало шансов на переизбрание. Только дважды в истории США были “двухсрочные” президенты один за другим: Клинтон и Буш-младший. И еще около двухсот лет назад, когда “двухсрочники” Джефферсон, Медисон и Монро сменяли друг друга.

…Ближе к семи часам вечера вся Америка прильнула к телевизорам, вооружившись кто пивом, кто виски, кто водкой, а кто вином. Но все обязательно с солидными запасами попкорна — кукурузных хлопьев. Это тоже традиция. К 10 часам вечера накатывается новая волна информации. Уже все телеканалы дают одинаковые результаты: у Обамы голоса 207 выборщиков, у Маккейна — 129. Комментаторы считают, что игра практически сделана. У Маккейна уже не осталось выигранных комбинаций штатов. Его лозунг: “Mac is back!” — “Маккейн вернулся!” — не материализовался. К Обаме переходят штаты Огайо и Нью-Йорк. В городе Нью-Йорк, на катке перед Рокфеллер-центром, избирательная карта на льду все больше синеет. Знаменитый небоскреб Рокфеллер-плаза, превращенный в своеобразный термометр, тоже синеет этаж за этажом. (Переизбран и сенатор Рокфеллер — правда, не в Нью-Йорке, а в штате Западная Виргиния.)

Ровно в 10 часов вечера все телеканалы дали “молнию”: Барак Хусейн Обама стал 44-м президентом США и первым американским президентом с темным цветом кожи! 55 голосов выборщиков от штата Калифорния, брошенные на чашу весов, перетянули ее на сторону Барака. Счет стал: Обама — 297, Маккейн — 139. Как истый стахановец, Обама перевыполнил план — 270. Считать голоса дальше стало делом уже ненужной техники. Комментаторы тоже сменили пластинку. Вместо темы: “Станет ли Обама президентом?” — они начали обсуждать вопрос: “Каким президентом он будет?”

Над Америкой — от Атлантического океана до Тихого — занимался новый день. Насколько новым будет он?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру