Мэрия хватила излишку

Бюджет-2009 урежут за счет “необязательных” программ

5 ноября 2008 в 17:17, просмотров: 516

О серьезных последствиях кризиса вслух по-прежнему никто не говорит, однако бюджеты разных уровней уже отправлены на “обрезание”. Основные поправки в московский бюджет по аналогии с федеральным будут вноситься задним числом, т.е. после Нового года. Однако уже во втором чтении депутаты с подачи отцов города круто урежут расходы на инвестиционную деятельность: это неизбежно, так как с 1 января власти планируют повысить отдельные социальные выплаты на 15—30%. По всей видимости, первой под нож попадет адресная инвестиционная программа, за счет которой в Москве строятся школы, театры, дороги, жилье и другие объекты инфраструктуры.

Столичные власти перешли на жесткий режим экономии. Юрий Лужков, который в начале октября возглавил антикризисный штаб московского правительства, подписал распоряжение, предписывающее всем городским структурам урезать расходы в размере не менее 5% от суммы бюджетных ассигнований, не освоенных по состоянию на 1 октября. Таким образом, отцы города рассчитывают уже в этом году сэкономить не менее 25—30 млрд. руб.

Источники “МК” на Тверской, 13, уверяют, что это превентивная мера: никакой нужды урезать городские расходы прямо сейчас у мэрии нет. Бюджет столицы выполняется с профицитом: за 9 месяцев превышение доходов над расходами составило 223,6 млрд. руб. Спасибо за это надо сказать частным компаниям и физлицам, обеспечившим почти двукратный рост налоговых поступлений по сравнению с 2007 годом. “Бюджет Москвы на 80% формируется за счет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Сейчас компании, в том числе наши крупные налогоплательщики, терпят значительные убытки. А значит, объемы платежей городу в ноябре-декабре резко уменьшатся”, — заявил “МК” источник в горадминистрации.

По его мнению, итоговые расходы столичного бюджета в 2008 году не превысят 1—1,2 трлн. руб. вместо запланированных 1,4 трлн. руб., однако москвичи последствий этого секвестра на себе не почувствуют. У каждой структуры городского хозяйства есть явно избыточные расходы, которые появились на фоне финансового изобилия. “Теперь их отдадут под нож”, — говорит собеседник газеты.

Гораздо более серьезная ситуация складывается вокруг бюджета следующего, 2009 года.  Рассмотрение проекта бюджета во втором чтении перенесли на неопределенный срок. Депутаты неуверенно говорят, что будут готовы внести поправки и проголосовать за документ через две-три недели, но точная дата зависит явно не от них.

Столичный департамент финансов в свою очередь предлагает прежде всего секвестировать инвестиционную составляющую. “Некоторые инвестиционные проекты Москвы, реализуемые за счет городского бюджета, могут быть заморожены из-за кризиса, но расходы на социальную сферу сокращаться не будут”, — на днях заявил журналистам министр финансов Юрий Коростелев. Этот шаг столичных властей выглядит вполне предсказуемым. Не дай бог сократить доплаты к пенсиям, льготы и социальные пособия — и народные бунты неминуемы. А вот если вместо 26 школ, запланированных в адресной инвестиционной программе (АИП) на 2009 год, построить 16, а вместо 50 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) — 30, то разницы практически никто не заметит.

Еще один вполне логичный ход, который уже анонсировали многие коммерческие застройщики, — не браться за новые проекты, сосредоточившись на завершении уже начатых.

Не стоит также забывать, что в этом году существенно выросла внешняя социальная нагрузка на столичный бюджет. В частности, правительство Москвы приняло решение за счет средств города возвести новый микрорайон в южноосетинском Цхинвале. Пока на эти цели выделено 2 млрд. руб., но, несомненно, потребуется больше. Кроме того, горадминистрация совместно с Роснанотехнологиями вошла в проект по созданию нового национального авиаперевозчика на базе обанкротившегося “ЭрЮнион”. Хотя чиновники обещают прибыли в перспективе, пока город занимается тем, что выплачивает долги по зарплате в проблемных авиакомпаниях и пытается договориться о реструктуризации их долга в объеме 800 млн. долларов (21,6 млрд. руб.). Источник в стройкомплексе рассказал “МК”, что финансовые и строительные ресурсы Москвы в 2009—2013 гг. планируется активно задействовать в Сочи. “Уже известно, что одна из столичных компаний будет строить большую ледовую арену, где должно состояться открытие Игр. А всего нам хотят отдать три крупных олимпийских объекта”, — сообщил собеседник издания.

Эти и другие благотворительные проекты столичных властей оказывают серьезное давление на городской бюджет, но отказаться от них отцам города будет сложнее, чем зарезать внутригородские программы. “Цхинвал, авиакомпания, Сочи — все это поручения Кремля”, — признают в горадминистрации.

В середине октября федеральные власти обратились к Москве (а также другим субъектам Федерации) с еще одной просьбой, которая повергла обитателей Тверской, 13, в шок: российское правительство хочет, чтобы столица субсидировала федеральный бюджет. Нет никаких сомнений, что это ноу-хау (раньше все было наоборот: субъекты Федерации получали субсидии из госбюджета) напрямую связано с финансовым кризисом. Выделяя огромные средства на поддержку проблемных компаний и банков, государство рассчитывает заткнуть брешь в своем кармане безвозмездными субсидиями региональных бюджетов. Причем в документе, подписанном премьер-министром Владимиром Путиным, предельные объемы финансовой помощи центру и периодичность ее предоставления не оговариваются.

В ситуации, когда регионы превращаются в дойных коров государства, трудно прогнозировать, в каком объеме горадминистрация сможет выполнить свои обязательства перед жителями, включая программы соцподдержки.



Партнеры