В России не осталось малышей-сирот

Однако проблем с усыновлением более взрослых детей все еще “выше крыши”

По данным Минобрнауки, детей до трех лет в детских домах больше нет — все либо усыновлены, либо отданы под опеку. Однако более 150 тысяч сирот все еще живут в казенных домах, и пока в стране не заработает полноценная служба сопровождения приемных семей, они никуда не денутся.

— Бум с передачей сирот на семейные формы устройства начался в 2007 году, — сообщила директор департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Минобрнауки Алина Левитская. — Тогда в новые семьи попали без малого 130,5 тысячи детей. Особенно выросло количество малышей, взятых в приемную семью: замещающие родители получают за это зарплату от государства.

Разумеется, важную роль сыграло финансовое поощрение замещающих семей. Единовременное пособие за каждого сироту, взятого из детского учреждения, не может быть меньше 8,5 тыс. рублей; ежемесячные компенсационные выплаты — менее 3,4 тыс. рублей; а “зарплата” приемных родителей — менее 2,5 тыс. рублей. На практике же за счет местных выплат они выше, кое-где — существенно.

Не удивительно, что на таких условиях детей усиленно разбирают — скажем, в Краснодарском крае каждые девять из десяти сирот помещены в семьи. Казалось бы, решение постыдной проблемы массового сиротства в державе найдено.

Однако не тут-то было. Опыт последнего года свидетельствует: меры сугубо материального стимулирования работают не всегда. Как оказалось, основной прирост количества пристроенных детей произошел за счет 30 регионов — тех, где “подготовкой приемных семей целенаправленно и активно занимались на всех уровнях власти”. В остальных — а их две трети — показатели остались на прежнем уровне, а то и пошли вниз.

В общей сложности в сиротских учреждениях страны остаются 152 тыс. детей. К тому же взятых детей все чаще возвращают обратно — около тысячи воспитанников детских домов и интернатов в год возвращаются в казенные дома по решению органов опеки, уличивших замещающих родителей в невыполнении своих обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми. В два-три раза больше вернулись обратно по инициативе самих родителей, осиротев, таким образом, дважды. Основные причины добровольных возвратов, по данным международного эксперта в области защиты прав детей Галины Семья, — в не сложившихся отношениях в новой семье. Родители приводят такие доводы, как “неуверенность в своей компетентности”, “приемный ребенок плохо влияет на родных детей”, “плохая наследственность”.

А ведь помимо отказников существуют традиционно непопулярные категории воспитанников казенных учреждений — тех, кого не удается пристроить в семьи даже на время.

— До 70% их общего количества, — говорит Галина Семья, — составляют подростки — те, кому перевалило за 10 лет. Еще 12% приходится на детей-инвалидов (эту категорию охотнее всего усыновляют за рубежом, но с недавним введением строгостей число усыновлений иностранными гражданами сократилось чуть ли не на треть). Дополняют группу невостребованных сирот родные братья и сестры, которых нельзя забирать поодиночке, а также “нерусские” дети.

Основной причиной этих проблем в Минобрнауки считают тот факт, что в России до сих пор еще нет целостной, единой службы сопровождения и профессиональной подготовки приемных и замещающих семей — ее создание началось лишь в 2007 году. А это значит, что новые родители фактически брошены один на один с проблемой воспитания ох каких непростых детей. И пока остается лишь удивляться и восхищаться их самоотверженностью, благодаря которой большинство сирот все же удержались в новых семьях.

 * * *

Психологическая школа приемных родителей — новый проект правительства Москвы — первая ласточка в деле помощи потенциальным усыновителям. Занятия в школе ориентированы на практические знания и навыки.

На лекциях слушатели узнают, как организовать процесс оформления документов для усыновления, опекунства и патроната, каковы физиологические особенности приемных детей различного возраста. Родителям расскажут, как влияют генетика и социальные факторы на развитие ребенка, каким образом применять методику поощрения и наказания. Слушатели получают домашние задания для самостоятельной проработки сложных ситуаций и применяют полученные знания на практике.

— Напишите три основных качества, которыми должен обладать усыновитель, — начинает урок психолог. — Придумайте слова, которые у вас ассоциируются с ребенком…

Школа приемных родителей дает возможность реально оценить свои силы, прежде чем принять ребенка в семью, а также подготовиться к решению проблем во внутрисемейных отношениях.

— Родителям приемных детей приходится встречаться с незнакомой и часто уже сформировавшейся личностью, — объясняет Антонина Ляшенко, директор Московской службы психологической помощи населению, которая и реализует новый проект. — Многие семьи, принимающие ребенка, не имеют собственных детей, а потому не знакомы с родительской ролью. Но и там, где есть собственные дети, как правило, не сталкивались раньше с теми психологическими последствиями, к которым приводит воспитание ребенка без родительской любви.

Сесть за парту и поучиться быть хорошим родителем может каждый, причем совершенно бесплатно. Кстати, после прохождения учебы, реально оценив свои силы, на ответственный шаг — взять малыша — решаются далеко не все. По окончании обучения в школе выдается специальный сертификат, который в дальнейшем учитывается в процессе оформления документов на усыновление или патронат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру