Существует остроумная гипотеза: Господь, создавая мир (в течение семи дней), сильно поиздержался, ему пришлось одалживаться у Сатаны. Тот согласился помочь материально, однако поставил условие — изредка Всевышний будет уступать ему, рогатому и хвостатому, бразды верховного правления, позволит рулить жизненным процессом на Земле и человеческими судьбами. Именно в такие периоды безраздельного правления Нечистого якобы и случаются войны, природные катастрофы, наступает мор, разражаются эпидемии.
Складывается ощущение: последнее время Вседержитель вовсе сдался Искусителю, полностью устранился от дел (или слишком рьяно принялся погашать долг — почти так же интенсивно, как Россия погашает свои кредиты, в этой аналогии, кстати, подспудно наличествует нечто апокалиптическое). Во всяком случае, периоды затишья, отдохновения и покоя для бренного человека становятся все более краткими, а кровавые катаклизмы делаются все протяженнее. Более того, если раньше существовала хоть какая-то иллюзия веры в собственные силы и мы могли (с некоторой даже наглостью) рассуждать о роли личности в истории и пошучивать касательного того, что каждый из нас — хозяин собственной судьбы (хотя у отдельных представителей двуногой породы имелись на этот счет серьезные сомнения, вспомним хотя бы Льва Толстого, утверждавшего, что и Наполеон, и Кутузов мало что решали в исходе русско-французской свары), теперь рядовые граждане все явственнее ощущают: от них самих и их пастырей (королев и королей, президентов и премьеров и уж тем более военачальников) ничего не зависит. Всех подхватил и несет неуправляемый поток, сель, против которого поделать что-либо нереально. Многие понимают (или чувствуют): история течет не так и не туда (с человеческой, разумеется, точки зрения). Хочется крикнуть: “Я не согласен!”. Но, озираясь, мы сдавливаем крик в горле, ибо в благовоспитанном обществе не принято истериковать. (В конце концов, каждый знает, что рано или поздно умрет, но ведь не паникует же по этому поводу прилюдно.) Так что и в планетарном (и общегосударственном) масштабе ничего из ряда вон выходящего не происходит: ну окочуримся, падем смертью храбрых — не индивидуально, а сообща, коллективно… В конце концов, разница (и потеря) не велика…
Каким будет кризис — никто не знает. Как долго продлится — никто не ведает. Каковы будут последствия? И сколькие останутся в живых, увидят эти последствия и станут их расхлебывать? Что касается нашей страны, власть, по-видимому, не может выбрать: что лучше — классовая борьба или ксенофобия? То есть набившая оскомину Марксова теория или мягко внедряемый гитлеровский опыт? Вроде бы живем настолько по Марксу, что даже пресно об этом рассуждать: горстка людей владеет всем, прочая масса — ничем. Богачи, чтоб не потерять накопленные сокровища, натравливают бедняков одной национальности на бедняков иного вероисповедания. Результат этого натравливания отчетливо видим ежедневно. С другой стороны, неприятие коренным населением людей пришлых и внешне отличающихся от аборигенов характерно для многих стран мира, в том числе значащихся прогрессивными. Не можем же отстать от Европы и Америки (разобравшейся с индейцами еще в позапрошлом веке) в этом вопросе!
Если мыслить в таком направлении, обнаружится: вовсе не плохо, что большинство людей глупы. И, значит, не вполне понимают, что происходит. (А только так, на этих условиях и можно жить и принимать существующий порядок вещей.) Поэтому: одним — счета в исландских банках (и офшорах), другим — вклады в наших банках и раздербаненные Стабилизационный и Пенсионный фонды.
Как сделать население умным? Можно, конечно, пытаться привить массам тонкую культуру, широкое образование, изысканный вкус… Но это долгий и нудный процесс (как правило, тщетный). Куда проще объявить, к примеру, чемпиона мира по шахматам, проживающего в стране бок о бок с нечемпионами, дураком. И тогда: если он дурак, то как сразу вырастают в собственном мнении остальные члены общества, как уверенно чувствуют себя те, на глазах которых неординарную фигуру окарикатуривают и объявляют балбесом!
Пути выхода из кризиса, по-видимому, продуманы в высших сферах задолго до наступления полного армагеддонца. Об этих путях можно судить по предыдущим шагам власти: едва она начинает о чем-либо заботиться, предмет, попавший под опеку, хиреет на глазах. Объявили о дешевом жилье — цены на квартиры взлетели до небес. Объявили о защите мелкого бизнеса — и принялись его повсеместно давить. Провозглашена борьба с коррупцией — и… Поверившие дураки и ушлые горлопаны закричали о честности, в то время как трезво смотрящие на жизнь прагматики продолжают резво распихивать взятки направо-налево…
Что касается маячащего на горизонте голода, который вполне реально может разразиться в результате слаженных действий верховных спасателей (естественно, прежде всего заботящихся о богатых госмонополиях, а не о широких нищих слоях), то буквально слезы на глаза выступают при виде подвижнических усилий тех, кто грудью ложится на амбразуру, чтоб защитить от кризиса прежде всего олигархов. Неимущим придется выкручиваться самим.