Найден виновный — ЛОХ

Лодочная объемная химзащита погубила неподготовленных гражданских специалистов

10 ноября 2008 в 19:11, просмотров: 1191

Основная причина трагедии на подводной лодке “Нерпа” стала проясняться в понедельник. И хотя до сих пор непонятно, почему сработала система пожаротушения, в результате чего и задохнулись люди, уже почти очевидно: гибели подводников можно было избежать, если бы не бардак.

Если суммировать мнения, то получается, что сработало сразу несколько факторов: присутствие большого числа гражданских специалистов, их плохая обученность действиям в аварийных ситуациях, низкий уровень дисциплины.

Например, эксперт “МК” Игорь Кудрин, капитан 1 ранга запаса, председатель Петербургского клуба моряков-подводников, считает, что погибшие просто не сумели воспользоваться средствами защиты:

— Любой человек, спустившийся в подводную лодку, обязан пройти инструктаж. За отработку инструктажа отвечает конкретный человек. В случае аварийной ситуации все находящиеся на подводной лодке должны включиться в индивидуальные средства защиты.

— То есть погибли те, кто не умел ими пользоваться?

— Дело в том, что профессионалы-подводники знают, как быстро и безопасно надеть средство защиты. В случае с “Нерпой” речь идет не о подводниках, а о гражданских лицах. Не случайно большинство жертв именно среди них.

— Может, средств защиты на подлодке просто не было?

— На любой подлодке средств защиты должно быть столько же, сколько людей, плюс 30% резервных противогазов.

— Сколько времени необходимо, чтобы проветрить отсеки от фреона?

— В этом случае хватило бы 20 минут. Сначала подводная лодка, которая на момент аварии находилась на глубине 80 метров, должна подняться на поверхность. На это уйдет не более пяти минут. Затем в течение 15 минут проветриваются аварийные отсеки. А через полчаса газ выветривается полностью.

Примерно то же самое рассказал “МК” и офицер-подводник, просивший не назвать его имени. По его мнению, 20 минут, в течение которых можно дышать в индивидуальном дыхательном аппарате, было вполне достаточно, чтобы спастись. Он считает, что вероятнее всего причиной трагедии стала паника, которую могли устроить на подлодке гражданские люди. “Даже если индивидуальные дыхательные аппараты были у них за пазухой, они могли растеряться и даже помешать тем, кто был рядом…”

Что же касается срабатывания системы пожаротушения, то вот здесь как раз и могла подвести дисциплина.

— Система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) после модификации (была внедрена автоматическая система подачи фреона) стала реагировать на задымленность и температуру более 70 градусов, — рассказал Кудрин. — В принципе система могла сработать и на сигаретный дым. Так как управлять гражданскими на подлодке сложно, возможно, кто-то из них не стал ждать очереди в курилку и задымил в неположенном месте.

— Но ведь существуют сигналы оповещения при включении ЛОХ?

— После того как срабатывает система пожаротушения, включается свето-, звукосигнализация. Как только подводники получают эти сигналы, они должны надеть ПДУ, которые обязаны везде носить с собой.

Возможно, сигнализация действительно сработала, но в то время, когда случилось ЧП, часть людей спала. Гражданские спецы не были приучены везде носить с собой ПДУ, и часть из них погибла, отравившись фреоном, даже не успев толком проснуться.

ЧТО ГОВОРЯТ ПОДВОДНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ


О срабатывании системы пожаротушения:

— На втором поколении сделать это на автомате невозможно было — только вручную. На третьем “умники” скорее всего сделали автомат. Станция ставилась одна на 3 отсека — вот вам и 20 человек. Думаю, понять народ не успел — вот и не успел врубиться в ПДУшки. Как всегда — отличник не на ту кнопку нажал. Или сбой на пульте в центральном — думаю, в этом дело.

— На АПЛ “Псков” в1999-м (если не изменяет память) при нахождении лодки в доке, после смены экипажей, ночью был дан ЛОХ в первый. Народу там не было, но дежурный по АПЛ при попытке осмотреть отсек без его вентиляции надышался парами фреона и погиб от отека легких. Подозрение было на молодых, в то время усиленно изучающих матчасть, но виновных так и не нашли.

О причинах гибели людей:

— …Отработанность экипажа, а тем более представителей промышленности в надевании ПДУ (ПДА) на время, а тем более — выполнения требования по ношению, увы, оставляет желать лучшего. Кто вовремя “включился” — живы.

— Картинка складывается страшненькая. Гражданских куча. Они не обучены. Были ли на всех ПДУ и ИДА? Сомневаюсь. Но дай Бог, если были. Спасти могло только включение в ШДА или ИДА (стационарные аппараты для дыхания). Хрен найдешь в такой толпе СВОЙ и успеешь запустить. Я бы лично не сообразил в той ситуации, что делать, — дело же одной минуты.

СПРАВКА "МК"

Автоматическая система пожаротушения находится на вооружении более 30 лет. Система была разработана после пожара на атомной подводной лодке К-19, когда погибло более 20 подводников. Здесь в качестве тушения пожаров была предусмотрена подача газа фреон-112.

Однако после случаев автоматического включения системы некоторые командиры стали отключать автоматику, переходя только на ручную систему. Подводники отключают автоматику и используют ее в качестве “советчика” — она оповещает о задымленности или повышении температуры. И только после того, как все подводники надевают средства защиты, в подлодке включают систему пожаротушения.

К автоматике решили вернуться после того, как появились новые подводные лодки. Несанкционированные включения системы ЛОХ также случались на американских, английских и французских подводных лодках.



Партнеры