День выбора

Каких экономических последствий стоит ждать от послания Медведева и победы Обамы

10 ноября 2008 в 17:33, просмотров: 367

5 ноября стало днем Большой политики. Президент России Дмитрий Медведев огласил свое первое Послание Федеральному собранию. А в США стало известно, что Барак Обама станет 44-м президентом. Столь важные политические события не могли не оказать влияния на экономику.

Отсутствие идей

Экономические последствия больших политических событий, как правило, бывают “долгоиграющими”, рассчитанными на перспективу. В России до следующего президентского Послания пройдет год, а американцам жить с новым лидером как минимум четыре года.

Оперативные меры по борьбе с кризисом российские власти уже предприняли. А новых идей ни у кого в мире сейчас нет и не будет до марта-апреля 2009 года. Тогда закончится финансовый год, и будут обнародованы годовые отчеты корпораций и банков за 2008-й. В настоящее время основная проблема кризиса — “тромбы” в финансовой системе. И пока не будет отчетов за 2008-й год — она не решится.

Усилиями правительств и центробанков деньги в экономике есть, как в России, так и на мировых рынках. Можно даже сказать, что денег много. Но они осели на счетах у “крупняка”, то есть у крупных банков и финансовых институтов. Более мелкие банки “крупняк” кредитовать отказывается, потому что не хочет кредитовать потенциальных банкротов. После публикации отчетов станет ясен масштаб убытков, то есть выяснится, кто действительно банкрот, а кто способен выжить.

Пока же Президенту России остается констатировать: “Не зря мы накапливали золотовалютные и бюджетные резервы. Не зря перешли на среднесрочное бюджетное планирование. А при первых признаках воздействия глобального кризиса на нашу финансовую систему — предприняли оперативные шаги по нормализации положения. Правительство приняло программу действий по минимизации последствий кризиса в России”.

Конкретные же задачи Дмитрий Медведев сформулировал так: “Обращаю особое внимание правительства, Банка России, всех государственных организаций — промедление с реализацией этих мер недопустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике “финансовые тромбы”. Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей. Я имею в виду предприятия в таких отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. А также до малых предприятий”.

Новое лицо

В США, как и в России, президента-разведчика сменил президент-юрист. А еще говорят, что Россия — не Америка! Правда, в США смена политической траектории произошла с небольшим отставанием: Барак Обама вступит в должность лишь 20 января 2009 года, когда Дмитрий Медведев разменяет девятый месяц своего президентства.

Тем не менее смена лица американской администрации все-таки произошла. Она не могла не произойти: очень уж провальной, в том числе и в экономическом плане, была деятельность предыдущей администрации. Сами американцы считают Буша-младшего “худшим президентом за всю историю США”.

Из множества проблем, стоящих сейчас перед Америкой, Россию, по большому счету, волнуют три. Во-первых, конечно, финансовый кризис. Он начался в США и там же должен закончиться. Вопрос в том, когда и при помощи каких мер новая администрация будет с ним справляться.

Вторым вызовом, стоящим перед Америкой, но задевающим и Россию, является восстановление уважения и доверия к США в мире. В последнее время оно было изрядно утеряно. Как говорил в своем Послании Президент России Дмитрий Медведев: “Свойство некоторых местных проблем становиться всеобщими характерно для нашего взаимосвязанного мира”. Недоверие к США дестабилизирует экономику во многих регионах мира. А неуважение имеет неприятную тенденцию быстро переходить в политическую, а затем и в военно-террористическую напряженность, бумерангом бьющую по России. Для России Америка, с которой договариваются, выгодней Америки, которую втихомолку проклинают даже ее союзники. Хотя бы в смысле сокращения немалых расходов России на противодействие терроризму.

Наконец, не следует забывать, что США — третий по объему оборота торговый партнер России. Причем, несмотря на пресловутые куриные окорочка и автомобили Ford Focus, торговое сальдо России уже два года является положительным за счет поставок в США российской стали, титана, а в последнее время и зерна. Как будет развиваться торгово-экономическое сотрудничество при новой администрации, Россию, безусловно, волнует. Дискриминирующую Россию поправку Джексона—Вэника предыдущая администрация США обещала отменить еще пять лет назад. Не сложилось.

Расширение торговли было бы выгодно для России, но для этого новой администрации нужно сделать ряд политических шагов. Например, перестать вводить экономические санкции против российских компаний (напомним, что американские санкции против Рособоронэкспорта были введены не далее как в октябре).

Опора на здравый смысл

Экономическая программа Барака Обамы в целостном виде ни разу публично им не излагалась. А первое заявление Обамы о том, что он “предпочитает и всегда предпочитал сильный доллар”, обрушило котировки американских фондовых индексов в среднем на 5% (в момент объявления о победе Обамы они выросли на 2—4%).

Однако это не означает, что экономической программы у Обамы нет. Сильный доллар, ужесточение контроля за финансовым сектором, сокращение военных расходов и затрат на содержание госаппарата при одновременном увеличении расходов на социальные нужды — все это по отдельности Обама озвучивал не раз. Кроме того, новый президент США выступает за повышение налогов для богатых и среднего класса. “Кто может платить больше — должен платить больше”, — одна из его любимых предвыборных фраз. Повышение налогов в США обещано уже с 2010 года.

Не стоит также забывать, что новый президент США не связан с ВПК и был последовательным противником военно-промышленного лобби. Поэтому выход США из локальных военных конфликтов, в которых они сейчас увязли, при Обаме реален. Это снизит бремя на бюджет и позволит направить больше средств на вывод американской экономики из рецессии. Другое дело, что денежные и временные затраты на выход из военных конфликтов могут оказаться едва ли не больше, чем на их начало. Поэтому облегчение для бюджета США наступит далеко не сразу.

Да и ужесточать контроль за финансовым сектором можно только после того, как этот сектор выйдет из кризиса. Меры по повышению прозрачности финансовых операций публичных компаний и более адекватной оценке активов в настоящее время разрабатываются ФРС и минфином США. Они пока секретны, но постепенный ввод их в действие запланирован с апреля 2009 года.

История США знает несколько масштабных финансовых кризисов, из которых Америка с честью вышла. Причем каждый раз выход находился не в результате усилий экономистов, а при помощи здравого смысла. Все американские президенты, которым удавалось вытащить экономику из болота, — Рузвельт, Кеннеди, Рейган — опирались именно на него. Даже противники Обамы отмечают у нового американского президента высокую обучаемость, здравый смысл и склонность к компромиссам. Возможно, это именно то, что нужно при кризисе и чего так не хватало Америке при предыдущей администрации.

Население США выписало Обаме немалый кредит доверия. Да и в мире его избрание вызвало в основном позитивные эмоции. Новый президент США — прагматик и патриот своей страны, поддержанный к тому же сильной командой “старой гвардии” Клинтона во главе с известным русофобом Збигневом Бжезинским. Ждать от него ошибок или неоправданных уступок в международных отношениях с Россией не стоит. С другой стороны, Обама в отличие от Буша-младшего, видимо, будет заглядывать собеседникам не в глаза, а в кошелек и в кейс с бумагами. И при этом говорить не о распространении демократии в мире, а о сближении позиций, взаимных уступках и возможностях компромисса. Для России это выгодно.



Партнеры