Разменный Гучмазов

Почему майора КГБ обвинили в госизмене?

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что руководство республики располагает списками граждан, сотрудничавших с грузинскими спецслужбами: “Списки попали к нам в руки в результате освобождения ряда сел на территории Южной Осетии. В этих списках — фамилии граждан нашей республики и граждан РФ, которые сотрудничали с грузинскими спецслужбами, получали деньги от марионеточного правительства Санакоева”.

О том, что в ходе боевых действий в грузинском анклаве на территории Южной Осетии, в котором располагалась администрация ставленника Тбилиси Дмитрия Санакоева, захвачены архивы грузинских спецслужб, в Цхинвале объявили еще летом. Поводом для реанимации темы стал скандал, разразившийся на днях вокруг ареста майора Тимура Гучмазова, которого в Цхинвале обвиняют в государственной измене.

Оперативный дежурный погранслужбы КГБ Южной Осетии майор Тимур Гучмазов был арестован еще в сентябре. Поэтому странно, что его судьба вдруг взволновала общественность спустя два месяца после ареста. По утверждению родственников, майор ни в чем не виноват, а недовольство начальства вызвано тем, что он 8 августа, в ночь грузинской атаки на Цхинвал, не вышел на службу. “Но за это у нас не преследуют! — заявил “МК” осведомленный источник в спецслужбах Южной Осетии. — Он не вышел по уважительной причине: город бомбили грузинские “Грады”, авиация и артиллерия. У нас все руководство 8 августа не вышло на работу…”

Ранее Гучмазов служил в милиции и воевал во время первой осетино-грузинской войны. Арестовали его во Владикавказе, где он был прописан. При задержании Гучмазова сотрудникам КГБ Южной Осетии помогала местная милиция. Ему предъявлено обвинение по статье 275 УК РФ (“государственная измена”). В Цхинвале аргументами виновности Гучмазова считают его признание и найденные аудиозаписи его разговоров с сотрудником спецслужб Грузии… Впрочем, от официальных комментариев южноосетинские спецслужбы пока категорически отказываются.

Бывший глава так называемого “альтернативного” прогрузинского правительства Южной Осетии Дмитрий Санакоев заявил “МК” по телефону из Парижа, что с Гучмазовым не знаком и “даже в лицо его не знает”. “Я гарантирую вам на 100%, что никаких списков, о которых говорит Кокойты, у нас не было, — заявил нам Санакоев. — Под видом грузинских шпионов могут быть арестованы лица, которые просто недовольны нынешним южноосетинским режимом”.

Безусловно, существует опасность, что под предлогом борьбы с изменниками могут сводиться личные счеты. С другой стороны, простой майор, мало кому известный в Цхинвале, вряд ли мог представлять для властей какую-либо опасность. То, что грузинские спецслужбы вели (и ведут) серьезную работу на южноосетинском направлении, — факт, не подлежащий сомнению. Самый яркий пример эффективности этой работы — сам Дмитрий Санакоев и его “правительство”. Вербовка участника боевых действий против Грузии, бывшего министра обороны и премьер-министра Южной Осетии Дмитрия Санакоева, безусловно, крупнейший успех грузинских спецслужб. Как утверждают в Цхинвале, Санакоев попался на крючок из-за болезненного пристрастия к азартным играм, вследствие чего он влез в большие долги. А его теща была задержана на территории Грузии с фальшивыми долларами…

Нет сомнений, что в Южной Осетии могут действовать агенты грузинских спецслужб, в том числе и в силовых или властных структурах республики. Разумеется, их вина должна быть доказана. Вопрос в другом. Очевидно, что судьба скромного майора КГБ используется определенными силами, в последнее время ведущими активную кампанию против президента Кокойты. Эта кампания началась еще до войны, а после войны, как ни странно, усилилась. Причем в ней участвуют и люди, в прежние времена занимавшие видные места в администрации Южной Осетии. Не исключено, что определенную роль здесь играет ревность: Кокойты, “человеку ниоткуда”, удалось добиться того, чего не сумели они со всеми их заслугами, — Россия признала независимость Южной Осетии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру