В российском образовании завис компьютер

Из-за отсутствия электронного обучения выпускники наших вузов получают знания 20-летней давности

12 ноября 2008 в 17:26, просмотров: 411

Развитие отечественного образования тормозит отсутствие электронного обучения. В то время как в развитых странах e-learning давно стал незаменимой частью процесса получения и обновления знаний, Россия все еще топчется на стадии оснащения школ компьютерами. Именно из-за этого, заявили члены думского Комитета по образованию и науке, наши вузы и их главный продукт — специалисты — все сильнее проигрывают зарубежным. Чтобы не отстать навсегда, надо спешно заниматься инфраструктурой. Однако, похоже, вместо этого нас ждет очередной эксперимент с дистанционным образованием.

Ничего сопоставимого с электронным обучением по оперативности внедрения новшеств, широте используемых материалов и охвату аудитории человечество просто не изобрело. Главное же, что е-learning открыл миру принципиально новую возможность — ежедневно обновлять учебные материалы, увеличивая объем усвоенных знаний в 10 раз. А потому на электронную форму обучения плюс к классической перешли все ведущие университеты мира, включая наиболее консервативные — медицинские. ЮНЕСКО заявило об “объединении университетов всего мира в единый комплекс”, а участники Болонского процесса — о вступлении в новую фазу: “электронную Болонью”.

Участником Болонского процесса является и Россия. Однако до “электронной Болоньи” мы явно не доросли. По уровню развития e-learning’а Россия сейчас занимает 52-е место из 58 стран мира, ежегодно продвигаясь вниз на 4—5 позиций. Нас уже обогнали Колумбия, Румыния, Перу и почти все бывшие республики СССР во главе с Эстонией. Позади остались только Индия, Иордания да Египет с Палестиной. Неиспользование наиболее передовой образовательной технологии сказывается на качестве нашего образования самым пагубным образом. Именно отсюда, по словам эксперта думского Комитета по образованию Владимира Тихомирова, следует плохое качество вузовской подготовки наших специалистов, не говоря об их неконкурентоспособности на мировом уровне (исключение составляют лишь несколько ведущих университетов страны, применяющих, кстати, среди прочих передовых технологий и e-learning). Иначе и быть не может. В то время как зарубежных студентов учат в буквальном смысле на сегодняшних достижениях, наших с 1-го курса “образовывают” на переводной литературе в лучшем случае трех- или четырехлетней давности. А в результате знания выпускников вузов “опаздывают” на 11, а то и 20 лет.

Получается, что в эру электронного образования Россия фактически так и не вступила. Лет десять назад, правда, у нас проводился эксперимент с “дистанционкой”. В 2003 году по его итогам был даже принят закон. Но эксперимент заглох: уж больно сильное недоверие — сплошь и рядом оправданное — возникло в обществе и во властных структурах к качеству электронного обучения, со временем превратившегося в синоним торговли дипломами. Закон же остался мертвой буквой. Ни механизма его применения, ни способов оценки качества электронного образования у нас до сих пор нет, зато есть масса нерешенных проблем, и в первую очередь неподготовленность преподавателей, неурегулированность противоречий с авторским правом для взрослых участников процесса и с санитарно-гигиеническими нормами для детей. По сути дела, электронное образование в России все еще находится вне закона.

Впрочем, помимо юридических закавык есть и чисто материальные. Прежде всего — отсутствие средств. По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Солдатова, “для электронного обучения нужны инфраструктура, включая суперкомпьютеры, и специалисты, умеющие на них работать”. Того же, что в России есть сегодня, недостаточно: наша инфраструктура, по его оценке, “не соответствует не только задачам будущего, но и сегодняшним”. Но на большее, отметил он “МК”, у нас нет средств.

Вывод замминистра нашел подтверждение прямо в ходе “круглого стола”. Электронная аппаратура, которой оснащен зал заседаний Госдумы, оказалась столь устарелой, что не позволила сделать презентации большинству участников обсуждения. И, судя по всему, останется там еще надолго: итогом парламентских слушаний стало не требование срочно начать создание современной электронной инфраструктуры, а предложение правительству начать новый эксперимент по внедрению электронного обучения в России. Начинаем все сначала…



Партнеры