Шесть лет — один ответ
Сергей Миронов: “Править Конституцию нужно было именно сейчас”
Сенсационное Послание президента всколыхнуло политическую элиту страны. О целом ряде предложенных главой государства новшеств: продлении сроков полномочий президента и Думы (уже сегодня этот законопроект рассмотрят депутаты), изменении порядка формирования Совета Федерации, возможной «обязаловке» производить ротацию лидеров партий — мы поговорили со спикером СФ, лидером “Справедливой России” Сергеем МИРОНОВЫМ.
“Полностью содержание Послания знал только Владимир Путин” — Вы обещали во время осенней сессии внести закон о продлении сроков полномочий президента. В итоге сессия идет третий месяц, а с инициативой увеличить полномочия главы государства выступил Медведев. Что вам помешало “стать первопроходцем”, внеся закон самому?
— Без консультаций и согласований текст закона об изменении статьи Конституции вносить самостоятельно было бы неправильно.
— А с кем вы собирались консультироваться — с Кремлем или с Белым домом?
— И с Кремлем, и с Белым домом.
— Вы входили в число посвященных, которые заранее знали, что в своем Послании Медведев предложит увеличить президентский срок?
— То, что это прозвучит в Послании, я не знал, а то, что будет вноситься поправка в Конституцию, знал и абсолютно не сомневался, что нужно это делать сейчас.
— Почему именно сейчас?
— В свое время Владимир Владимирович Путин поддержал идею продления сроков полномочий президента. Дмитрий Анатольевич Медведев тоже высказывался на этот счет положительно. Поэтому принципиальное решение было де-факто принято. Логика здесь простая: хотя следующая президентская кампания состоится в 2012 году, не нужно менять что бы то ни было в последний момент. Как минимум за два года до выборов все изменения должны быть приняты. Граждане должны привыкнуть к мысли, что сроки полномочий следующих президента и Госдумы будут больше.
— Вы можете назвать фамилию хотя бы одного человека, который заранее знал полное содержание Послания?
— Уверен, что в полном объеме все, кроме президента, возможно, знал один-единственный человек. Это Владимир Владимирович Путин. Я сидел в зале рядом с Владимиром Владимировичем, и по его реакции видел, что практически все новации ему знакомы. А почему я говорю “возможно” — потому что я наверняка-то, естественно, не знаю. Скажу больше: для большинства тех, кто непосредственно принимал участие в подготовке Послания, факт его продолжительности стал неожиданностью. Там появилось много нового.
— Вы давний сторонник продления сроков полномочий президента, и мотивация у вас такая: четыре года — слишком мало для реализации главой государства своих планов. А почему мало-то? В США, где президента тоже избирают на четыре года, никто не говорит о том, что это небольшой срок.
— В США давно отлажена двухпартийная политическая система. А в России в плане парламентаризма, демократических процедур и прочего ситуация другая. Мы же только 18 лет живем в условиях относительной свободы, без идеологических догм.
— Давайте посмотрим с другой стороны: если президента избирают на два срока подряд, то есть на восемь лет, то у него достаточно времени, чтобы реализовать краткосрочные цели и задачи и заложить прочные основы для реализации задач долгосрочных. Если же человек смог избраться только на один срок — это значит, что он не устраивает граждан, которые за четыре года вполне могут разобраться, что из себя представляет этот политик…
— Разобраться-то люди могут, а вот президент может не успеть сделать того, что наметил.
— Так, может, это и к лучшему? Если граждане не желают видеть его главой государства, значит, они не хотят, чтобы он продолжал начатый курс.
— Я поддерживаю Дмитрия Медведева в том, что необходимо увеличить срок полномочий президента и Думы. Но, на мой взгляд, разница между сроком полномочий Госдумы и президента должна составлять все-таки два года. И избираться глава государства и парламент должны на нечетное количество лет.
— Имеете в виду, что президента следует избирать на семь лет, а Думу, как и было предложено, на пять?
— Вы сейчас сказали: за восемь лет, то есть за два срока, президент все успеет. Но и за то количество лет, о котором говорю я, он тоже все успеет начать и завершить. В этом и заключается моя логика: за один срок полномочий глава государства может продемонстрировать результаты своей работы населению.
— За семь лет, говорите, президент успеет осуществить намеченные планы, а за шесть, что же — никак? Разница-то небольшая.
— Небольшая, но существенная. Как раз одного года может и не хватить.
— А в чем логика продления полномочий Госдумы? Ведь для того чтобы развести по времени думские и президентские выборы, Медведев мог бы ограничиться продлением сроков полномочий главы государства, а для Думы оставить нынешние четыре года.
— Шесть лет для президента и четыре для Думы означает, что кампании будут совпадать по времени каждые 12 лет. А шесть и пять, как предлагается сейчас, будут совпадать только раз в 30 лет.
“К новому порядку формирования Совета Федерации возникло много вопросов”
— Медведев предложил формировать Совет Федерации по новому принципу: отныне сенаторы должны будут назначаться исключительно из числа депутатов регионального и муниципального уровней. У вас была другая идея: чтобы губернатор и Заксобрание выдвигали по две-три кандидатуры, а окончательный выбор делали бы, голосуя, жители региона. Не обидно, что вашу идею отвергли? Да еще и предложили отменить 10-летний ценз оседлости для сенаторов, введение которого вы долго лоббировали.
— По поводу того, чтобы членами Совета Федерации становились депутаты региональных Заксобраний, я однажды высказывался. Если мы не можем напрямую перейти к выборности, что ж, будем черпать кадры для Совета Федерации из действующих народных избранников. Но вот предложение насчет представителей муниципальной власти для меня полная неожиданность. Что же касается отмены ценза оседлости, то инициатива Медведева автоматически снимает этот вопрос.
— Почему снимает? Для депутатов ценза оседлости не существует, значит, избраться в регионе может любой “варяг”, а затем стать членом СФ.
— Стать депутатом в регионе не так-то просто. Там все друг друга знают. Откуда бы человек ни приехал, ему нужно будет получить поддержку избирателей.
— В первую очередь ему нужно получить поддержку властей. Все же знают, как сейчас проходят выборы…
— Но человек в любом случае будет связан с регионом. Потому что, прежде чем его кандидатуру будет рассматривать Совет Федерации, ему придется принять участие в избирательной кампании, основательно изучить все проблемы региона. Я уже провел с коллегами совещание по новому порядку формирования Совета Федерации. У нас возникло много вопросов. Может ли стать членом Совета Федерации депутат от любого муниципального образования? То есть даже от такого, где живет двадцать человек? Или все-таки нужно принять норму, в соответствии с которой в Совет Федерации может попасть депутат, избранный от территории, на которой проживает не менее, допустим, тысячи, пяти, десяти тысяч граждан? Помимо этого я уверен, что необходимо сохранить преемственность и кадровый потенциал нынешнего состава Совета Федерации. Давайте представим такую ситуацию: нужно избрать в Совет Федерации представителя от губернатора, но при этом сам губернатор хочет, чтобы продолжил работу действующий член Совета Федерации. Что предстоит сделать сенатору? Избраться в регионе. Причем сделать это до того момента, как переназначат губернатора (полномочия сенаторов истекают одновременно с истечением полномочий выдвинувших их органов власти — Заксобраний или губернаторов. — Н.Г.). Но у нас запрещено совмещать мандаты членов Совета Федерации и депутатов любого уровня. Значит, что получается? Человек должен сложить с себя полномочия члена Совета Федерации, стать депутатом, к примеру, поселкового совета и сидеть ждать, когда дойдет время до его утверждения членом Совета Федерации. Одним словом, возникает много сложностей. Как их преодолеть, будем думать.
— Такое чувство, будто вы беспокоитесь о том, что некоторые сенаторы могут оказаться за бортом: сложат с себя полномочия членов Совфеда, а потом по каким-то причинам не изберутся депутатами. Или изберутся в сельсовет, а местная власть передумает утверждать их сенаторами.
— Пока человек будет ждать своего утверждения или переназначения губернатора, он не сможет работать в Совете Федерации. То есть он оказывается между двух стульев. Вообще тут много возникает разных коллизий, в первую очередь с точки зрения профессионализма палаты. Допустим, палата в пожарном порядке — у нас это умеют делать — сформировалась только из депутатов законодательных органов власти и муниципальных образований. Я могу заявить: в этом случае новый состав Совета Федерации будет входить в курс дела, притираться к законодательной работе года два-три.
— На днях вы встречались с президентом. Делились с ним сомнениями?
— Президент заинтересован в сохранении кадрового потенциала Совета Федерации. Обновление палаты будет происходить поэтапно, предусмотрен переходный период. Но сначала давайте дождемся нового закона о формировании Совета Федерации. Я намерен принять самое активное участие в его подготовке и сделаю все возможное, чтобы решить сложные вопросы. Ведь по Конституции у Совета Федерации полномочия не прерываются никогда.
“Если лидер партии голосует против ротации, значит, хочет сидеть на своем месте до скончания века”