Вечный наследник ее Величества

Принцу Чарльзу — 60

Сегодня вся Британия отмечает большой праздник — юбилей наследника британского престола принца Уэльского Чарльза. Этот человек с противоречивым характером, неоднозначной репутацией и нестандартной внешностью занимает огромное место в жизни страны, и потому, пользуясь случаем, “МК” решил поговорить о нем поподробнее.

“Он хороший парень…”

Рождение королевского первенца всегда было радостным событием в старой Англии. Не стало исключением и 14 ноября 1948 года. У ворот Букингемского дворца собралось около 3 тысяч человек, с нетерпением ожидавших, как разрешится 22-летняя наследница престола принцесса Елизавета. Но шли часы, а никаких известий из дворца не поступало. Наконец поздно вечером во дворе появилась долговязая фигура мужа Елизаветы, принца Филиппа. Толпа, решившая, что он вышел с долгожданной новостью, приветствовала его радостными выкриками и традиционной старинной песней “Он хороший парень...”. Однако веселье оказалось преждевременным — пока жена рожала, принц просто решил размяться и как раз возвращался с теннисного корта.

Официальное сообщение о том, что принцесса родила здорового мальчика весом в 3,350 кг, поступило лишь перед полуночью. После этого празднества в Лондоне продолжались всю ночь, а фонтан на Трафальгарской площади даже забил водой голубого цвета. Всенародное воодушевление было легко объяснимо — ведь родился наследник, которому предстоит после деда Георга VI и матери Елизаветы стать очередным британским монархом. В тот момент никто не мог предположить, что этот мальчик, получивший имя принца Чарльза, побьет национальный рекорд ожидания очереди за королевской короной и окажется самым “долгим” наследником в британской истории. И хотя король Георг отправился в мир иной, когда Чарльзу не было и 4 лет, его дочь оказалась человеком исключительно крепкого здоровья и восседает на троне уже более 56 лет.

Первый пилот династии

Впрочем, за 6 прошедших десятилетий Чарльз уже побил немало рекордов. Например, он стал первым королевским отпрыском, получившим образование не дома, а в школе. До него детей британских монархов обучали во дворце многочисленные гувернеры и гувернантки.

В 1971 году, будучи студентом Кембриджа, где он изучал археологию и антропологию, а потом историю, Чарльз стал первым представителем династии Виндзоров, севшим за штурвал самолета и получившим удостоверение профессионального летчика. Причем сделал это по собственному желанию. Кстати, любовь к небу унаследовали и оба его сына: и Уильям, и Гарри тоже получили летное образование.

После окончания университета Чарльз пошел на службу в армии, но избрал не ВВС, а Королевский военно-морской флот, где служили и его отец, и дед, и оба его прадеда. В качестве морского офицера он нес службу на миноносце “Норфолк”, двух фрегатах и вертолетоносце “Гермес”. Перед уходом в отставку Чарльз 9 месяцев командовал береговым минным охотником “Бронингтон”.

Свой официальный королевский статус Чарльз получил из рук матери по достижении совершеннолетия. В день, когда ему исполнился 21 год, королева в торжественной обстановке вручила ему титул принца Уэльского, который в Британии присваивается по традиции всем наследникам мужского пола. Формально это второй человек в королевстве. И хотя в последние несколько столетий к Уэльсу этот титул отношения уже не имеет, Чарльз специально выучил валлийский язык, как бы оправдывая тем самым свою связь с одной из составных частей Великобритании.

Титул принес с собой не только почет и значительное богатство. Вместе с ним Чарльз получил в свое распоряжение  герцогство Корнуэлл — почти 55 тысяч гектаров земли на юго-западе Англии. В начале XIV века это герцогство основал король Эдуард III для того, чтобы обеспечить постоянным доходом своего старшего сына. С тех пор оно служит источником средств к существованию каждого очередного принца Уэльского. Согласно утвержденной 700 лет назад хартии, принцы не имеют права делить или продавать сельскохозяйственные угодья, жилую и коммерческую недвижимость, входящие в герцогство. Зато могут жить на доходы от него. В 2007 году герцогство принесло Чарльзу почти 13 млн. фунтов стерлингов, причем уже после уплаты 40-процентного налога.

В обмен на это щедрое вознаграждение принц Уэльский должен исполнять обязанности, которые в условиях конституционной монархии возлагаются на королеву и членов ее семьи. По словам представителя королевской канцелярии, “принц должен способствовать укреплению национального достоинства британцев, их единению, добиваться стабильности и преемственности в обществе, собственным примером воспитывать в людях чувство долга перед отечеством и воодушевлять их на добровольную общественную работу”. В переводе с формального на общечеловеческий эта скучная формула предполагает, что монарх и его ближайшие родственники регулярно встречаются со своими подданными, произносят торжественные, но неполитические речи, разрезают ленточки, находят спонсоров для благотворительных организаций, вручают награды и титулы отличившимся, ездят с государственными визитами в зарубежные страны и принимают у себя заморских гостей.

Леди Ди и “трагическая несовместимость”

Оставив военную службу в 1976 году, 28-летний Чарльз охотно подключился к исполнению своих королевских обязанностей. Но родителей и друзей беспокоила неустроенность его личной жизни. Мягкий и нерешительный по натуре, Чарльз никак не мог определиться с выбором невесты. Наиболее яркой фигурой в его женском окружении была, конечно же, Камилла Шанд (в дальнейшем Паркер-Боулз) , к которой, как утверждают его биографы, Чарльз испытывал сильное влечение. Правда, были и другие дамы. В последнее время появились указания на то, что в 70-х годах у принца Уэльского был бурный роман с австралийской красавицей Дейл Харпер, которая позже вышла замуж за его приятеля лорда Тайрона и открыла в Найтсбридже модный магазин “Канга”. Как утверждает газета “Дейли мейл”, именно Дейл перехватила внимание Чарльза и отвлекла его от Камиллы.

Потом появилась совсем молоденькая красавица леди Диана, дочь известного английского аристократа графа Спенсера. Именно на нее в конце концов и пал выбор Чарльза. Поначалу казалось, что жених и невеста составляют идеальную пару. Она смотрела на него со смирением и готовностью во всем поддерживать своего мужа. Он — весь любовь и внимание. В июле 1981 года сыграли свадьбу, и молодожены отправились в зарубежное путешествие. Уже в июне 1982 года родился принц Уильям, двумя годами позже — рыжеволосый Гарри.

Внешне все выглядело очень достойно. На людях молодое семейство излучали любовь и единение. Кроме того, Диана, получившая титул принцессы Уэльской, активно включилась в работу по поддержанию благотворительности, безбоязненно посещала больницы с пациентами, умирающими от СПИДа, возглавила мировую борьбу с противопехотными минами. Однако уже в середине 80-х по Лондону поползли слухи о постоянных ссорах и размолвках в молодой семье. Бульварные газеты, обожавшие популярную в народе Диану, не упускали случая отыскать ее “очередного любовника” и затеять звонкий скандал.

Существует много разных версий причин трагической несовместимости Дианы и Чарльза. Некоторые биографы полагают, что Диана влюбилась не столько в самого Чарльза, сколько в его положение и титул, а потом жестоко разочаровалась в своем супруге.

Что касается принца, то в прессе появлялись предположения, что к этому браку его подтолкнула любимая бабушка, королева-мать Елизавета. Якобы она, давно недолюбливавшая дядю принца Филиппа, адмирала лорда Маунтбаттена, настояла на кандидатуре Дианы, чтобы предотвратить брак Чарльза с его внучкой Амандой Натчбулл. Однако биограф королевы Сара Брэдфорд считает более правдоподобной версию, согласно которой на свадьбе сына с Дианой настоял отец — принц Филип. Его бесила нерешительность Чарльза, его неспособность быстро и четко определяться в ситуациях, где надо было делать выбор. По ее словам, Филип потребовал от сына, чтобы тот либо немедленно сделал предложение Диане и тем порадовал родителей и всю страну, либо “перестал морочить девочке голову”.

Между тем известно, что как минимум двое из близких друзей Чарльза открыто выражали недовольство предстоящим браком. А внук Черчилля Николас Соамс публично заявлял, что брак с Дианой станет для Чарльза “ужасным выбором”.

Предсказание оказалось пророческим. К 1992 году совместная жизнь стала невыносимой, и супруги разъехались, а в 1996 году разошлись. Спустя год Диана, сохранившая за собой титул принцессы и формальное членство в королевской семье, разбилась в автокатастрофе.

Трудоголик с даром убеждения

После гибели Дианы принц Уэльский делил свое время между детьми и работой. Он оказался заботливым и внимательным отцом, заслужившим любовь и уважение обоих сыновей. Что же до работы, то тут Чарльз проявил себя настоящим трудоголиком. Историк Эндрю Робертс называет его “стахановцем королевской семьи”. Среди штатных работников Букингемского дворца ходит грустная шутка, что откомандирование на работу в “Кларенс-Хаус” (официальную резиденцию наследника) столь же неприятно для слуг и секретарей, как для дипломатов Форин-офиса отправка в Афганистан.

В отличие от своей матери и других членов королевской семьи, которые никогда не вмешиваются в деятельность правительства, принц Уэльский постоянно теребит министров своими письмами. От министра обороны он настойчиво требует, чтобы тот обратил внимание на низкие зарплаты военных и непозволительно неудовлетворительные условия жизни их семей. С министром окружающей среды он обсуждает вопросы захоронения ядовитых отходов, с министром сельского хозяйства — проблему генетически модифицированных продуктов.

Если письма не оказывают нужного воздействия, Чарльз приглашает членов правительства на обед. Отказываться от трапезы тет-а-тет в загородной резиденции принца “Хайгроув” не принято. А о силе убеждения Чарльза ходят легенды. Недаром он в прошлом году “вытряс” из спонсоров более 120 миллионов фунтов для благотворительных организаций, которые патронирует.

— Принц давно уже примирился с тем, что период его пребывания на троне будет недолгим, — поделился с “МК” один из его сотрудников, — поэтому он решил выжать все что можно из “должности” наследника. В роли принца Уэльского он старается делать то, что делал бы, будучи королем Карлом III. Как говорят приближенные принца, Чарльз мечтает подвергнуть британскую монархию реформированию. Среди его идей — сокращение расходов на содержание королевской семьи. Кроме того, Чарльз хочет, чтобы король перестал быть главой англиканской церкви и принял на себя обязанность “защитника всех религий”, включая ислам и другие восточные вероисповедания.

Друзья Чарльза единодушны в том, что сегодня наследник престола спокоен и сосредоточен как никогда раньше. Даже припадки гнева и раздражения, которые он унаследовал от своего дедушки Георга VI, которые случались с ним в более молодые годы, теперь случаются значительно реже и проходят в более легкой форме. Близкие люди связывают эти перемены с возвращением в его жизнь Камиллы. Она развелась со своим мужем Паркер-Боулзом и вернулась к Чарльзу, с которым впервые встретилась еще в 1972 году.

Кому и Камилла невеста

В тот момент многим казалось, что соединение с Камиллой вызовет новые скандалы, что она станет помехой в его жизни и повредит его авторитету в обществе. Но Камилла оказалась намного тактичнее и умнее. Она сумела найти общий язык с сыновьями Чарльза, а его самого окружила незнакомой ему раньше заботой. По мнению Эндрю Робертса, Камилла помогла Чарльзу преодолеть двусмысленность своего положения и примириться с ролью вечного наследника.

Вместе с тем Камилла упрямо держится в тени, не стремится попадать ни на новостные страницы газет, ни в разделы скандальной хроники. Она не стала требовать себе титула принцессы Уэльской и охотно согласилась на скромную роль герцогини Корнуольской. Уже объявлено, что, когда Чарльз в конце концов окажется на троне, Камилла не станет королевой. Ей будет присвоен титул принцессы-консорта, что в сущности означает “супруга короля”.

В отличие от 50-летия, которое отмечалось достаточно пышно, Чарльз изъявил желание, чтобы нынешний юбилей прошел значительно скромнее. Одному из своих друзей он сказал, что не считает возможным шиковать в момент, когда его страна переживает экономический кризис и спад производства. Сегодня утром принц и герцогиня Корнуольская встретятся с детьми, которым помог учрежденный Чарльзом Фонд принца. А в субботу Камилла собирает в “Хайгроуве” 200 ближайших друзей принца Уэльского. Гости, среди которых будет множество мировых знаменитостей, наверняка поднимут бокалы за то, чтобы жил юбиляр еще долго-долго. И это будет не дань тостовой традиции, не штамп, без которого не обходится ни один день рождения, а искреннее желание близких, которые мечтают, чтобы принц Чарльз стал наконец королем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру