Большие перспективы для “маленьких”

Павел Шапкин: “Переживая революцию, алкогольный рынок постоянно стоит на пороге новой”

Сегодня в Торгово-промышленной палате РФ состоятся парламентские слушания на тему “Актуальные вопросы законодательного регулирования алкогольного рынка России”. В стенах ТПП соберутся парламентарии и чиновники экономических и силовых министерств, а также те, кто, собственно, производит спиртное.
Как кризис затронул бизнес “под градусом”, рассказывает исполнительный секретарь Экспертного совета при Комитете по экономполитике Совета Федерации Павел Шапкин корреспонденту “МБ” Юлии Шестопёровой.

— Говорят, что в период кризиса народ начинает больше и чаще употреблять “горячительное”. Так ли это, что говорит статистика?

— Точно, когда жизнь человека резко меняется и он не знает, что предпринять, так и происходит. У оказавшегося в экстремальных погодных условиях, в незнакомом месте, даже эмиграции, включается “синдром повышенного употребления алкоголя”. И финансовый кризис не исключение. Сейчас объем потребления алкоголя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поднялся на 3,5%. Но он и так в среднем растет приблизительно на 2,5% в год на протяжении последних шести лет. Во многом, конечно, это связано с тем, что ударными темпами увеличивается потребление пива. Производство водки ползет вверх незначительно.

Однако кризис коснулся и алкогольной отрасли. Вот смотрите. В некоторых регионах нашей страны алкоголь занимает до 15% в объеме розничных продаж. А ритейлеры оказались в тяжелой ситуации. В связи с нехваткой ликвидности плохо возвращают деньги за поставленный товар или просят отсрочить платеж. Естественно, это отражается на производителях спиртного и его поставщиках. Кризис, связанный с неплатежами, привел к тому, что объемы продаж многих производителей за последние месяцы упали.

Но, как ни странно, именно сейчас многие производители алкогольной продукции, дистрибьюторы начали выходить с новыми проектами. Мы наблюдаем вывод на рынок новых брендов. Чего, кстати, давно не наблюдалось.

— Креатив иссяк?

— Дело в том, что последние полтора года алкогольный рынок находился в постоянной усталости от изменений в законодательстве, нормативной базе и бесконечного количества инициатив. Как со стороны представителей госорганов, так и со стороны самих участников рынка. Переживая революцию, рынок постоянно находится на пороге новой революции. Поэтому у многих участников алкогольного пространства появилось желание продать свое дело и перейти в другую сферу бизнеса, где “медом намазано”. Но беглые исследования еще до начала массового финансового кризиса показали, что рынок земли непонятен, рынок недвижимости напоминает мыльный пузырь. А уж заниматься малым бизнесом в других сферах еще сложнее. Поэтому взоры предпринимателей обратились назад, к привычной сфере деятельности. По крайней мере алкогольный рынок более предсказуем. А в условиях финансового кризиса еще имеет некий запас прочности в виде акциза, удельный вес которого в стоимости спиртных напитков нельзя сравнить ни с каким видом продукции. Он достаточно высок.

— Как влияет изменение законодательства на рынок напрямую?

— Изменение законодательной базы имеет огромное значение для бизнеса. Оно либо развивает его, либо тормозит. Грамотное законодательное регулирование — залог успеха всего дела. Вот последние, широко обсуждаемые инициативы о переносе акциза на спирт могут в значительной степени удорожить его производство. Хотя бы потому, что предприятиям потребуется еще больше оборотных средств. Плюс с нового года на 10% вырастут сами акцизы. А больше половины спиртзаводов закроются из-за невозможности выполнения новых экологических требований к оборудованию (стоимость переоснащения больше 1 млн. долларов. — “МБ”).

Но водка является одним из видов национальной валюты, она имеет свой курс. И его, как и любой другой, нельзя задирать до бесконечности. Есть риск, что большая часть бизнеса опять уйдет в тень. И “обменные операции” станут неконтролируемыми. Сегодня рынок на 50% состоит из неучтенки. Думаю, что доля этой неучтенки будет расти.
Введение дополнительных мер контроля — уже бессмысленно. Это никак не повлияет на рынок. Просто создаст еще больший коррупционный ресурс. Систему регулирования надо радикально упрощать, оставляя только сами эффективные меры регулирования, тогда есть шанс выправить ситуацию.

— Так насколько же может подорожать водка с нового года?

— Объективно легальная водка может подорожать процентов на пятнадцать. Но нельзя забывать, что отличает алкогольный бизнес. К примеру, попробуйте снизить стоимость металла вдвое, и у вас ничего не получится. А водку можно удешевить. В связи с кризисом граждане перестали покупать премиальные бренды? А народ реально стал экономить… Пожалуйста, выпустили больше водки среднеценового сегмента. Ведь премиальный сегмент в нашей стране — это в большей степени дорогие импортные напитки и наши в сувенирной таре (хотя качество содержимого мало чем отличается от той же водки, но в экономичной таре). Тяжело россиянам стало покупать даже недорогую беленькую? Тут же нелегалы предлагают водку (по крайней мере так она называется) по цене в два раза ниже. А часть алкогольного рынка издавна ориентирована на маргинальную часть общества, проще говоря — чуть ли не на бомжей, где стоимость реализуемых алкогольных суррогатов (под видом парфюмерной продукции, бытовой химии) еще дешевле. В этом случае упаковка сверхэкономична — полиэтиленовые пакетики. Так что “запас прочности” у алкогольного рынка велик, как и “запас прочности” у населения.

Если же говорить не об “алкогольном рынке” целиком, а о нормальной легальной отрасли, то все же понимают, что кризис в самую последнюю очередь докатится до недорогой водки. Наша российская история изобилует яркими примерами, когда случались кризисные явления. Наверняка еще свежи в памяти магазины с плавлеными сырками на прилавках, и больше ничем. Предприятия, занимающиеся натуральным обменом, чтобы сбыть свою продукцию. Август 98-го года… И что, кто-то пить перестал? Нет. Вопрос лишь в том, что пить? И чтобы граждане не вливали в себя непонятно что, и нужно грамотное регулирование всего алкогольного пространства.

Сейчас обсуждается идея создания единого регулирующего госоргана для алкогольной отрасли. Во-первых, пока трудно сказать, действительно ли речь идет о едином регулирующем органе, а не о пятом колесе в телеге. Во-вторых, действительно ли люди, которые будут его возглавлять, настроены навести порядок, а не заработать. Но в любом случае для кардинального изменения положения дел в отрасли требуется кристальная честность контролеров. На мой взгляд, чтобы покончить с нелегальным рынком, достаточно и действующей нормативной базы.

— Уже несколько лет, как наметилась тенденция к укрупнению алкогольного рынка. Осталось ли место для малых предприятий?

— Сегодня малые предприниматели, собирающиеся заниматься алкогольным бизнесом, должны прекрасно осознавать, что работа в легальном секторе весьма затруднена и требует огромных затрат. А те, которые делают выбор в пользу легких денег, но в нелегальном секторе, должны понимать, что они рано или поздно все отдадут. Все заработанное и еще сверху.

— Павел Сергеевич, сначала государство запретило торговать спиртным ПБОЮЛам, потом ограничили время продажи алкоголя для магазинов шаговой доступности. Но ни для кого не секрет, что маленькие торговые предприятия как раз и держатся на том, что толкают “градус”. А сейчас у “маленьких” еще и финансовые трудности. Что будет с малым бизнесом в торговле?

— Думаю, что ничего с ним не случится. Малый бизнес научится платить за поставленный товар и научится не влезать в кредиты. То есть — жить по средствам. Это вообще предстоит сделать всем нам. Потому что то бесшабашное время, когда никто ничего не хотел делать, да и не делал, а только надувал пузыри на фондовом и рынке недвижимости, брал кредиты, непонятно на что рассчитывая, прошло. И теперь просто предстоит научиться работать. Что является, безусловно, позитивным фактором для развития экономики. Малый бизнес больше всего страдал от той экономики, которая в итоге привела к финансовому кризису. Я лично вижу большие перспективы для предпринимательства. И деньги, спасенные из мыльных пузырей, вкладывать больше некуда. Сейчас у малого бизнеса появится возможность занять подобающее место в нашей экономической и политической системе.

Сколько произведено спиртного в России за 10 месяцев 2008 года

 

 Наименование количество % к аналогичному периоду 2007-го
 Спирт этиловый из пищевого сырья 36837,35 тыс. дал 82,2
 Водка и ЛВИ 98847,88 тыс. дал 95,7
 Вино натуральное виноградное 43273,86 тыс. дал 102,5
 Вино плодовое 3379,42 тыс. дал 124,8
Шампанское и игристое вино 16459,04 тыс. дал 102,8
 Коньяк 7752,55 тыс. дал 129,9
 Слабоалкогольные напитки 34798,3 тыс. дал 131,2

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру