Герои соцтруда уходят в никуда

В подмосковном селе умерла последняя из 10 “звездных” колхозников

27 декабря этого года исполняется 70 лет со дня учреждения звания Героя Социалистического Труда. Золотой Звездой с изображением серпа и молота награждали шахтеров и землепашцев, ученых и балерин — за выдающиеся заслуги на трудовом поприще. За годы существования “Гертруды” звания кавалера Золотой Звезды были удостоены порядка 19 тысяч человек.

Однако бывали в истории высокого звания и такие редкие прецеденты, когда высшую в СССР трудовую награду получали целые коллективы. Именно такой удивительный случай произошел в луховицком селе Дединове, где вспыхнуло в общей сложности 10 геройских трудовых звезд. В Подмосковье этот случай так и остался единственным.

Старинное село Дединово сегодня в основном известно благодаря природным катаклизмам. Весной, когда начинаются разливы рек, Дединово и еще несколько соседних деревень на берегах Оки затапливаются паводковыми водами. Местные жители оказываются отрезанными от внешнего мира, и тогда к ним на помощь спешит МЧС, стращая эвакуировать. Бравых спасателей и притихших аборигенов показывают по телевизору, про них пишут в газетах.

Сейчас мы мчимся по асфальтированному шоссе, и только красные двухметровые вешки, расставленные по обочинам, напоминают о разгуле стихии. Месяцев через пять, если зима выдастся снежной, не будет видно ни дороги (о ней напомнят флажки), ни полей, лишь макушки прозрачного леса вдали да водная гладь. Люди будут плавать на лодках и обзываться “мазайцами”.

Вторая местная достопримечательность — дедушка русского флота, первый военный корабль “Орел”, построенный на дединовской верфи при царе Алексее Михайловиче. В честь “Орла” в селе организовали морские кадетские классы. Пусть мальчишки не только мечтают о море. Ну а герои... Как и положено, в сельском музее. Ведь они жили ужасно давно!

• • •

В июне 1949 года за выдающиеся успехи в деле развития молочного животноводства (так сформулировано в указе) группа товарищей из колхоза им. Сталина Луховицкого района Московской области была награждена золотыми медалями “Серп и молот” и прилагающимися к ним орденами Ленина.

Всего 8 человек: председатель колхоза Федор Генералов, главный зоотехник Вера Вальстен, начальник фермы Василий Миронов, ветеринар Сергей Сосов, пастух Коля Федулов, доярки Клавдия Лощенова, Екатерина Капкова, Александра Лытикова. Золотой дождь пролился на простых сельских тружеников за то, что в лихую годину послевоенной разрухи им удалось получить по 5,5 тысячи кг молока в год от коровы. Результат по тем временам фантастический.

Все это было бы похоже на сказку из фильма “Кубанские казаки”, если бы не предшествовавшая сказке трагедия. В 46-м страну подкосила страшная засуха, неурожай. Мало было собрано зерновых, на корню сгорела трава. На фермах полудохлых коров веревками под брюхо подвешивали в стойлах, чтобы те не упали. За одни только “разговорчики” на эту опасную тему ни в чем не повинных людей объявляли врагами народа и паникерами. Лишь отдельные островки колхозного благополучия вселяли сдержанный оптимизм.

— Наш колхоз спасли тогда знаменитые заливные луга, — рассказывает местный краевед Сергей Кочетков, он же директор дединовской школы и учитель истории. — И, конечно же, труженики, которые сделали все остальное. За что им почет и хвала.

Он открывает для нас музейный “героический” зал. Фотки на стенах, знамена, большевистские лозунги.

— Есть еще живопись — портреты героев, — продолжает наш провожатый. — Но в запасниках и без света. Полезем?

По узкому коридорчику продираемся сквозь кромешную тьму. Вдоль стены составлены рамы — тяжелые, пыльные. На ощупь много. “О-о! — доносится из темноты. — На гвоздь напоролся”. Мне в бок упирается что-то острое, и на свет извлекается полотно метр на метр, картина маслом: знатная доярка Лощенова на фоне цветущего сада. Еще доярка, еще... Видимо, не одно поколение студентов Суриковского института обучилось приемам соцреализма на этих натурщицах. Колхоз, заказывая портреты колхозников, щедро оплачивал работу художников.

— Следовало бы развесить картины, да негде, — сетует Кочетков.

— А почему портреты не отдали тем, кто на них изображен?

Наш гид пожимает плечами.

Из ранки, причиненной гвоздем, капает кровушка. Вот так же, с потом и кровью, решали продовольственную проблему страны запечатленные на полотнах колхозники.

• • •

История трудовых побед интересна сегодня не только судьбами людей, которые их ковали, но и динамикой подъема животноводства — то есть тем, чего явно не хватает сейчас российскому агрокомплексу.  В большом старинном селе, где в первой четверти прошлого века насчитывалось около 8 тысяч населения, на момент коллективизации было образовано аж три колхоза. Имени Сталина — центровой. Тем не менее начинали с нуля. У колхозников даже собственной фермы не было, обобществленных буренок сгоняли на крупные скотные дворы раскулаченных односельчан. Колхозные коровы доились, как козы, — не больше полутора тысяч килограммов. Однако перед самой войной, в 40-м, средние удои доросли до 3700 килограммов, а отстроившийся колхоз вышел в миллионеры. Лучших животноводов позвали хвалиться на только что открывшуюся в Москве ВДНХ — Выставку достижений народного хозяйства.

Наступление немцев под Москвой перечеркнуло дальнейшие планы. Обливаясь слезами, колхозники угоняли скотину в глубь страны. По возвращении в 42-м закрутилось по новой. Но остатки молочного стада уже не обладали той продуктивностью и снова доились, как козы. Правление пошло по дворам — уговаривать колхозников, у кого в личных подсобных хозяйствах сохранились породистые животные, продавать (передавать) их колхозу. Всё для фронта! В 43-м колхоз располагал 140 коровами, в среднем от них получали 2 тыс. кг. Однако 1 января 1945-го колхоз вышел на довоенный уровень и по надоям, и по поголовью. Еще через три года буренки выдали в полтора раза больше, вплотную приблизившись к шеститысячному рубежу.

Советская пропаганда объясняла успехи преимуществами колхозного строя. На самом деле преимущество было невелико: драть с крестьян три шкуры: сам голодай, а Родине отдавай. Дотации, так же как миллиардные дотации АПК, начались много позже, при генеральных секретарях.

— Работали до потери сознания, дневали-ночевали на ферме, — утверждают ветераны колхоза. — А что оставалось? Тогда коров доили вручную, четыре раза в сутки, домой убежать было некогда.

Впрочем, у каждого из восьми Героев Труда в работе был свой конек. Зоотехник Вера Вальстен, к примеру, которая фактически создала местную породу буренок, была фанаткой селекционной работы. Доярка Лощенова (в 51-м году она стала получать по 7 тысяч килограммов от коровы) тщательно следила за рационом животных, для каждой составляла меню, вела ежедневные графики соответствия выданного на-гора молока количеству и качеству поглощенного корма. В наши дни такой анализ проводит компьютер.

Особая статья — председатель колхоза Генералов, из местных крестьян. Человек требовательный, он вникал в каждую мелочь. В три часа ночи председатель (а он мог не спать сутками) объезжал поля, фермы, скотные дворы и, если видел недоработки, на утренней планерке жестко спрашивал с провинившихся.

Даже у юного пастуха Коли Федулова имелся собственный стиль работы, а именно: придуманный им квадратно-гнездовой способ пастьбы. Когда паренька призвали в армию, офицеры побаивались салагу. Шутка ли — у командиров звезды лишь на погонах, а у паренька — Звезда на груди. Одна — но какая!

• • •

Сегодня вместо звездного колхоза в Дединове — СПК им. Ленина. Трудятся в нем 160 человек. Главное направление — молоко. В коллективном стаде около 700 голов. И хотя процветающим кооператив не назовешь, средний надой от коровы составляет в нем больше 6 тысяч кг в год. Есть рекордистки, дающие и по 12 тысяч кг. К слову, сейчас в Подмосковье 7 тысяч кг от коровы — рядовое явление, среднестатистический показатель. Дояркам при таких результатах награды не полагаются. “Прибавили бы зарплату!”. Она невысокая.

Выходит, что за 60 лет, которые отделяют нас от послевоенных звонких рекордов, наш агрокомплекс вовсе даже не ушел вперед семимильными шагами? Да, улучшился генетический потенциал молочного стада, появились новые технологии, кормовые добавки, но львиную долю продовольствия, в том числе молочный порошок, ввозим из-за рубежа. Потеряно многое.

— Прежде, — ностальгируют ветераны, — колхоз разводил птицу, свиней, кроликов, растили картошку и овощи, строили теплицы — чем только не занимались!

СПК, например, вынужден отказаться от выращивания фирменной луховицкой капусты — некому убирать, трудоемкая культура, себе в убыток. Зато луговое сено приносит надежный барыш. Его отправляют в Москву, где много конноспортивных клубов, на корм скакунам.

— Наши сельские старики привыкли к тому, что прежде дединовским уделялось большое внимание, — рассказывает Сергей Кочетков. — Неудивительно. Федор Генералов, к примеру, был любимцем Хрущева. В село частенько наведывались зарубежные делегации. В частности, американские фермеры, которые присматривались к русской жизни, колхозному опыту. Посмотреть действительно было на что: и в производственном плане, и в социальном. Не зря же “колхозному генералу” в 50-е годы дали вторую Золотую Звезду. Сменивший его на посту председателя Василий Шеволин тоже держал марку на уровне — в 1966 году и он стал Героем Соцтруда. Ну а если попробовать перечислить всех орденоносцев старшего поколения в нашем селе, то тут даже я побоюсь соврать. Кстати, жили все наши герои — и начальники, и рядовые — более чем скромно. Когда Василий Шеволин тяжело заболел и коллеги пришли его навестить, то увидели у него в доме черно-белый телевизор и старую мебель. Ни хором, ни богатства председатель передового колхоза не нажил.

• • •

— Что же вы раньше к нам не приехали? — всплеснула руками тетя Вера Калашникова, когда узнала, что в “МК” будет статья про дединовских Героев. — Это было б прелестно, — вставила в разговор словечко из лексикона тургеневских барышень бывшая заслуженная телятница. — Кланя была бы довольна.

Кланя — это знаменитая доярка Лощенова. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, она дружила всю жизнь со знатной телятницей Верой, кавалером ордена Трудовой Славы II степени.

— Жаль, не застали мою дорогую подружку в живых, — сокрушается тетя Вера, — этой зимой мы ее схоронили.
Лучшая доярка колхоза ушла последней из плеяды дединовских звезд. Прожила она долгую жизнь — 94 года. Долгую, но, к сожалению, одинокую — трудовые подвиги отодвинули на второй план женское счастье. Такой же одинокой была и другая ее коллега — Екатерина Капкова.

— Все силы и время отдавали ферме, всех своих буренушек помнили по именам, — вспоминает телятница, — шутка ли! В самые трудные годы на своих плечах вытащили колхоз.

Клавдия Лощенова, последняя из могикан, болезненно переживала развал сельского хозяйства в 90-е годы и свое собственное забвение.

— Однажды захожу к ней, а у нее на столе — новая чашка, — рассказывает тетя Вера. — “Гляди, что мне соцзащита подарила на праздник!” А у самой на глазах чуть ли не слезы.

Герой Соцтруда Лощенова тихо отошла в мир иной на руках у подруги. В последний путь старушку провожали знакомые и соседи. Из колхоза на похороны никто не пришел.

Из дединовских кавалеров Золотой Звезды никто не дожил до наших дней. Об их будничных подвигах сегодняшнему поколению сельчан напоминает, как уже говорилось, музейная выставка и стенд в сельской школе. Могила бывшего председателя колхоза Федора Генералова находится в центре села, на высоком берегу Оки. На ней установлен бронзовый бюст. Страна должна помнить своих героев, а как же иначе?

СПРАВКА "МК"

Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Соцтруда вышел 20 декабря 1939 года.

Героем Труда №1 стал И.В.Сталин. Вторым Героем Соцтруда в СССР был известный конструктор стрелкового оружия В.А.Дегтярев. В течение почти 10 лет награда присваивалась исключительно за заслуги по созданию новых образцов вооружения или за трудовой героизм в годы войны.

Одну из последних звезд в 1990 году получил всенародно любимый артист Юрий Никулин. В 1991 году звание Героя Соцтруда было навсегда упразднено вместе с наградной системой СССР.

Руководители партии и правительства чаще других украшали себя геройскими звездами. Помимо Иосифа Сталина Героем Соцтруда был Леонид Брежнев. И трижды Героем Никита Хрущев и Константин Черненко.

Тем не менее работники сельского хозяйства среди кавалеров Золотой Звезды составляли подавляющее большинство — свыше половины всех награжденных.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру