Молодым У Нас Дорога

85% россиян в возрасте до 25 лет надеются на создание собственного бизнеса

У современного бизнеса молодое лицо. Миллионером можно стать будучи еще учеником средней школы или даже воспитанником детского сада. Интернет и новые технологии способствуют тому, чтобы люди занимались предпринимательством лет до 30, а потом с почетом уходили на заслуженную пенсию.

В развитых странах до 90% ВВП — это продукция и услуги малого бизнеса. При этом наблюдаются две абсолютно противоположные тенденции. В странах Старого Света молодежь — те, кому от 20 и до 30 лет, — тянется в крупные компании. Ну не хотят забалованные благополучной жизнью европейцы, японцы и даже американцы морочить голову на счет собственного бизнеса. Примерно 60% молодых людей из стран с развитой экономикой предпочитают работать по найму. И совсем иная картина в развивающихся странах. Здесь кровь кипит, а мозги бурлят. В Китае, Индии, Бразилии молодые люди, наоборот, сперва пробуют свои силы в малом бизнесе и только при неблагоприятном стечении обстоятельств отправляются на поиски работы по найму.

Для Европы и США на сегодняшний день как никогда важно вовлечение в собственный — малый, средний, а если повезет, крупный и транснациональный — бизнес именно молодой и свежей части населения. Ведь в развитых государствах наблюдается серьезное старение наций. Молодежь в возрасте от 15 до 30 лет в США, Европе и Японии составляет не более 20% от общего населения. В некоторых отраслях малый и средний бизнес на грани вымирания: некому передавать маленькие бутики, рестораны, фабрики и предприятия. Старые хозяева либо уходят на пенсию, либо умирают, а их наследники хотят на работу с портфелями, в белых воротничках и не в компании своих родителей, бабушек и дедушек, а по найму в крупные фирмы. Старый Свет ударился в карьеру, собственное малое и среднее дело стало немодным и непопулярным. Правительства многих стран забили тревогу.

Ученые уже придумали такой параметр, как индекс деловой активности. Он рассчитывается из ряда данных, среди которых есть такой показатель, как количество вновь созданных малых фирм. Чем выше индекс деловой активности страны, тем больше у нее возможностей для дальнейшего развития экономики. И наоборот — снижение индекса предсказывает стагнацию бизнеса и ухудшение экономических показателей государства. На сегодняшний день индексы деловой активности самые высокие в таких странах, как Бразилия, Китай, Индия, Индонезия. А самые низкие коэффициенты у Италии, Англии, Франции.

Чтобы решить создавшиеся проблемы, Германия и Дания, США и Великобритания, Канада и Бельгия распахивают свои паспортные контроли для эмигрантов. Но с оговоркой: молодой человек может получить и долгосрочную визу, и визу с правом на работу при условии организации и запуска собственного микро-, малого и даже среднего бизнеса. Видимо, поэтому все чаще из “настоящих” немецких пивных, бельгийских ресторанов, сувенирных магазинов, пиццерий, билетных касс, экскурсионных бюро слышится турецкий, китайский и даже украинский говор.

Страны Скандинавии и особенно Швеция вообще объявили охоту за молодыми бизнес-кадрами. Ловлей занимаются на территории бывшего социалистического лагеря — в Латвии, Литве и Эстонии. Крупные скандинавские банки от имени правительства Швеции регулярно устраивают бизнес-конкурсы среди прибалтийской молодежи. Те ребята, чьи бизнес-проекты признаются наиболее оригинальными, необычными, социально значимыми или просто очень удачно вписывающимися в канву экономики, получают серьезные денежные гранты и налоговую поддержку. А реализацией своих идей молодые латвийские, эстонские и литовские предприниматели занимаются уже не у себя на родине, а в Швеции.

В России, по крайней мере на сегодня, подобной проблемы нет. И у нас есть примеры не в меру молодых и шустрых предпринимателей, успевших сделать состояние в возрасте до 35 лет. В первой сотне российских миллиардеров много тридцатилетних, например, банкиры Андрей Мельниченко и Сергей Попов (им обоим по 34 года) или один из воротил алюминиевого бизнеса Андрей Городилов (35 лет). Согласно большинству социологических опросов, 85% тех россиян, кому до 25 лет, прежде всего надеются на создание собственного малого бизнеса. Другое дело, что в нашей стране нет такой организованной поддержки малого бизнеса, как в странах с развитой экономикой. Видимо, поэтому уровень безработицы среди российской молодежи очень высокий. Так, еще в 2006 году 5,4 миллиона именно молодых безработных составляли 25% от общего количества безработных страны. Чем больше город, тем больше у молодого россиянина найти в нем возможности для организации собственного бизнеса. И наоборот, в маленьких городах организовать собственное предприятие можно лишь при одном условии — у родителей есть на это возможности, связи и деньги. Москва в данном случае наиболее идеальный город. Здесь и обучающая база сформирована, и советами готовы поддержать. Если надо, и субсидию выдадут, и прокредитуют, и от навязчивых чиновников защитят.

Но в целом молодежь не боится и не стесняется идти в малый бизнес. Уже наметились такие сектора, которые по большей части осваиваются именно молодыми людьми. И прежде всего это сфера высоких технологий и финансов (биржевая торговля, валютные операции, сделки с недвижимостью).
Интернет-бизнес — это вообще Клондайк для молодого мозга. В мировой практике современного бизнеса первые молодые миллионеры выросли именно на ниве Интернета: небольшие вложения, порой и до 1000 долларов можно отбить буквально за 1 месяц собственного бизнеса. Еще очень много молодежи сколачивает собственные капиталы в нашей стране в секторе туризма и спекулятивных сделок на бирже.

Молодые предприниматели и их сотрудники формируют в стране свой средний класс и свою буржуазию. Для них организуются абсолютно новые печатные издания, открываются модные рестораны, ночные клубы, туристические компании, магазины модной одежды и кинотеатры. О них пишут модные гламурные книги. Наверное, в ближайшем будущем под них будет формироваться и политика. В отличие от начала-середины 90-х годов сегодняшнее молодое бизнес-сообщество интересуется политическим устройством страны. Согласно опросам, 50—60% представителей молодого бизнес-класса России регулярно ходят на выборы. Более того, из молодого бизнеса выходят люди, которые сами не прочь занять депутатские кресла или в крайнем случае поддерживать соответствующие их духу политические движения.

p-7-1.jpg

p-7-1-1.jpg

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру