Россияне хотели дать бой террористам

Вернувшиеся из Мумбаи сотрудники “Аэрофлота” рассказали “МК”, как это было

Вчера днем из захваченного террористами Мумбаи вернулись сотрудники авиакомпании “Аэрофлот”, которые оказались в эпицентре трагических событий.

О том, как российским гражданам удалось пережить эти дни, они рассказали корреспонденту “МК”.

Рассказывает старший бортпроводник:

— Когда произошел захват отеля, мы с коллегами ужинали в ресторане гостиницы. Нас было пять человек. Вдруг раздались выстрелы. Я приказал нашим лечь под стол. Через какое-то время персонал ресторана начал организованно выводить посетителей из обеденного зала в подвал. Тогда же сообщили о захвате здания. Позже мы узнали и о предполагаемой тактике террористов — они планировали открыть стрельбу по людям, а потом забросать помещение гранатами. На тот момент в ресторане находилось порядка 150 человек. Всех нас повели по кухонным помещениям в укрытие. Бункером оказался огромный банкетный зал. Когда мы туда спустились, на полу уже сидели порядка 200 заложников, которых привели из других ресторанов отеля. В кромешной темноте мы провели порядка двух с половиной часов. Люди светили зажигалками и мобильными телефонами, пока те не разрядились. Пожалуй, это было самое страшное. Никто не знал, чем может закончиться наше пребывание в убежище. Ведь если бы террористы проникли в подвал, жертв могло быть гораздо больше.

Среди собравшихся находились американцы, европейцы, индусы, китайцы. Как ни странно, паники не было. Люди только задавали друг другу вопросы, чтобы как-то прояснить ситуацию. Долгое время ответов не находили. Потом американцы дозвонились на родину и сообщили нам, что террористы в первую очередь будут расстреливать граждан Великобритании, США и Израиля.

В какой-то момент я начал приглядываться к публике. Выискивал среди туристов крепких парней. Думал, если террористы проберутся к нам, все равно умирать, но оказать сопротивление не помешало бы, хотя бы врукопашную!
Через несколько часов нас вывели на улицу. Перед отелем собралось порядка тысячи человек. Я тогда проделал разведку — нашел помещение для укрытия, где могли поместиться 8 человек. Предположил, если начнется резня, надо будет наших девчонок туда спрятать.

Вдруг рядом раздались выстрелы. Люди бросились бежать. Мы тоже рванули. Вот тут началась паника, давка. Мы сразу решили, что надо держаться вместе и, главное, не падать, иначе народ мог растоптать лежачего. Тысячная толпа добежала до конца улицы. Сели в ожидании неизвестно чего. Неожиданно с другой стороны тоже раздались выстрелы. Теперь бежать было некуда. Улица была блокирована с двух сторон. Тогда мы с коллегами поползли в первую попавшуюся открытую дверь. Это оказался салон художественной галереи. Видимо, охранник салона, увидев испуганных бледнолицых, понял, что случилось, и пустил нас в убежище. В галерее мы связались по телефону с нашим представительством. Через полтора часа нас вывезли из зоны обстрела. По дороге тормозили на каждом шагу. Полицейские направляли автоматы прямо нам в лицо. Только после проверки документов отпускали. В консульстве нас накормили и предоставили ночлег.

Уже в оперативном штабе генконсульства я узнал, что захватчиков было 40 человек. Все они граждане Великобритании пакистанского происхождения. Операция была спланирована заранее. Первые удары террористы нанесли сразу по 10 объектам. Это были гостиницы, госпитали, вокзал, еврейский дом.

Следующим утром весь центр города перекрыли. На окраине Мумбаи жизнь шла своим чередом — работали магазины, кафе, ездили машины. Я направился к отелю, где оставались наши стюардессы — Татьяна и Валерия. Сутки я дежурил около гостиницы. Но к зданию никого не подпускали. Девчонки провели в отеле 1,5 суток.

Валерия Бугаева и Татьяна Лутовинова по прилете в Москву выглядели отлично. Укладка, макияж, улыбки — стюардессы даже в этой обстановке держали марку. Заметив в зале прилета толпу журналистов, смутились: “Вот мы и прославились…”

— Когда начались выстрелы, мы находились у себя в гостиничном номере, — делится Татьяна Лутовинова. — Спустились вниз, и менеджер отеля предупредил: “Если хотите выжить, не выходите из своей комнаты”. Так мы оказались блокированы. Ночь прошла нормально. Окна нашей комнаты выходили во двор, поэтому мы не слышали выстрелов и взрывов. Самое страшное началось на второй день. Утром мы спустились на завтрак по аварийной лестнице. Все было перевернуто, на полу — лужи крови, персонал бегал, суетился. Нас опять отправили обратно в комнату. Хорошо, что у нас был мини-бар, откуда мы брали воду. Есть в такой ситуации совсем не хотелось. Когда наладили телефонную связь, мы связались с представителями генконсульства и уже не теряли связь.

Экипаж “Аэрофлота” планировал вылететь из Мумбаи 28 октября.

—…А задержались на несколько дней… — вздыхает Валерия Бугаева. — Когда мы уезжали из Мумбаи, в городе было совсем мало людей, разбиты витрины магазинов, улицы охраняли сотни полицейских. Честно говоря, я очень устала, мне хочется поскорее увидеть своих близких… Жаль, ничего не успели купить родным. Не до этого было. Правда, мой коллега в аэропорту Мумбаи все-таки приобрел шахматы для сына… В ближайшее время мы вряд ли куда-то полетим. Нам дали недельный отпуск, а еще всему пострадавшему экипажу необходимо пройти медицинский осмотр.