Мигрант на выбывание

Уволенные со столичных строек гастарбайтеры начали красть друг у друга

Морозы пришли в Москву. Но не в смысле погоды, а в смысле замораживания крупных строек. Целая армия приезжих строителей остается без работы, без временного жилья, без денег.

Оговоримся сразу: краха пока не произошло. Многие из рабочих еще имеют источник средств к существованию. Но кто-то изгнан со строек и из бытовок и исчез в неизвестном направлении. Сколько таких, вернулись ли они на родину или остались в Москве, озлобленные и готовые на все? Официальных данных по этому поводу нет. Чтобы что-то узнать, нужно самому ехать по стройкам.

…Озерковская набережная. Здесь грандиозное строительство близится к завершению. Рабочие рассказывают, что никого вроде бы не выгнали, пока. Но вот что будет с ними дальше — не представляют. Перебираемся на другую масштабную стройку в центре. Уже объявлено, что она свернута на неопределенный срок. При ближайшем рассмотрении оказывается, что рабочие здесь все же есть. Приезжий из Таджикистана, попросивший называть его Колей, работу потерял, но говорит, что должен еще “досдать” окна. Даже охранники сообщили нам, что увольнения были.

— А куда девались рабочие?

— Уехали, наверное…

Хорошевское шоссе. Тут тоже большая стройка. Рабочие из Узбекистана и Таджикистана рассказывают, что увольнения начались осенью.

— Летом были задержки зарплаты. Вот ему (мой собеседник кивает на коллегу) задолжали за три месяца 60 тыс. рублей. Всем электрикам задолжали. А нам, отделочникам, осенью все заплатили. Но только после того как сократили процентов 40 персонала.

По словам строителей, здесь трудились порядка 2 тыс. человек. “Ушли” около 700—800. Все уволенные жили здесь же, на территории объекта, в общежитии. Сразу после приказа об увольнении их выселили.

— Кому заплатили, те домой подались. Остальные где-то в Москве и области как смогли устроились. А у нас, отделочников, работа почти до лета, говорят, есть. Не пропадем.

Покидаем оптимистов и отправляемся на встречу с реалистами. На Ярославку, на дикую биржу труда. За прошедший месяц народу здесь прибавилось. Спрашиваю у приезжего из Волгограда, как обстоят дела сейчас.

— Мы на Тульской офисное здание делали, — говорит бригадир Алексей. — Закончили, а нам хозяева и говорят: кризис, денег нету, когда будут, неизвестно. Так вот лично мне 80 тысяч не заплатили. Рванули сюда. Вот недавно стою, жду заказчиков — под вечер дело. Только решил позвонить, как на меня такие же работяги напали. Стали мобилу отбирать. Что делать? Отбивался, пока мог, потом смотрю — ГАИ едет. Я прямо под колеса бросился, затормозил их. В кои-то веки меня милиция выручила, хоть до станции докинули. Правда, потом телефон у меня все равно украли. И тоже здесь…

Товарищи Александра по несчастью — приезжие из Средней Азии — “тусуются” на Ярославке уже несколько лет. Говорят, что проблемы появились значительно раньше официального начала кризиса — еще в апреле. Но заказчики по-прежнему приезжают сюда, и если повезет, то работу найти пока реально.

— Меньше стало заказчиков, но деньги пока платят. И столько же, сколько всегда платили.

Вообще, со слов рабочих, выходит, что стройки в Москве пока тотально не заморожены. Правда, в первую очередь жизнь кипит на тех объектах, что уже почти готовы. Ну а там, где на стройплощадке были заняты нулевым циклом или возводили стены, там уже можно наблюдать тишину и покой. Из рабочих видно только охрану. Столичная “стройка века” переживает не самые лучшие времена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру