Как японцы обманули США

В Японии нет гастарбайтеров и полезных ископаемых. Но местное население обеспечено саке и кимоно, суши и гейшами, а весь мир ездит на японских авто и работает на японской технике

В Японии нет гастарбайтеров и полезных ископаемых. Но местное население обеспечено саке и кимоно, суши и гейшами, а весь мир ездит на японских авто и работает на японской технике. 99% японских предприятий — фирмы малого и среднего размера. Мелкие семейные компании еще 50 лет назад поняли: будущее за НИОКР. Государство местный бизнес поощряет: позволяет строить экономическую пирамиду и сажает в тюрьму за налоговые нарушения.

Япония — чудо-государство, которое вмещает на своей маленькой территории более 127 млн. жителей. Только 13% территории Страны восходящего солнца — ровная поверхность, все остальное горы. И на этих 13% проживает более 2/3 населения.

Япония — страна горожан. В сельской местности прописано не более 15% жителей. Но даже те, кто имеет загородный дом, не желают сеять рис — всего 4% сельчан, или чуть более полумиллиона человек, заняты в сельском хозяйстве. Остальные японцы озабочены высокими материями — они трудятся над созданием новых технологий, разрабатывают уникальные модели автомобилей и компьютеров.

Даже если у японцев и были какие-то ископаемые, то они уже давно закончились. Япония — уникально бедное государство. Единственно ценный ресурс — это его нация, официально исповедующая две религии — буддизм и синтоизм.

Мозги — это те ваучеры, которые в свободном распоряжении каждого японца. Поэтому учиться японцы начинают с 3—4 лет — в дошкольных подготовительных учреждениях, а в школу они отправляются по достижении пятилетнего юбилея.

После американцев хоть в малый бизнес

В начале ХХ века Япония буквально ворвалась в мировую экономику и на мировую политическую арену на плечах своих промышленных монстров — огромных и сильных концернов (дайбацу). Но все довольно быстро закончилось...
В послевоенные годы оккупационная администрация США приложила максимум усилий для того, чтобы не по росту агрессивного японского тигра загнать в клетку. В стране распустили практически все мало-мальски крупные предприятия. Янки объявили демонополизацию и под этим лозунгом быстренько разграбили основные промышленные фонды крупных предприятий. Таким образом, смекалистые американцы убили, как им казалось на тот момент, двух зайцев: и от политической “занозы” избавились, и серьезного экономического конкурента устранили.

В послевоенной Японии мгновенно разразился кризис. Во-первых, огромное количество людей осталось без работы — компании-то американцы позакрывали. А во-вторых, возник серьезнейший продуктовый и товарный голод.

Японские экономисты долго головы не ломали и решили строить пирамиду. Идея оказалась необычайно изысканной и простой. Правительство не отказалось от планов по развитию крупных концернов, но так, чтобы до определенного момента об их зачатии, рождении и отрочестве никто, и уж тем более США, не должен был догадываться.

Со стороны все выглядело очень пристойно: в стране бурно развивали мелкий и средний бизнес… Но только работали малые компании не разрозненно и сами по себе, а в системе: одна малая фирма скидывала заказ другой, та выполняла определенную часть работы и затем передавала полуфабрикат следующей малой компании, та в свою очередь — еще одному среднему предприятию, и так до самого конца технологического процесса. Т.е. десятки и даже сотни малых, мелких, микро- и просто средних предприятий могли работать над производством какого-то одного вида продукции или даже модели. Фабрики и цеха могли быть как небольшими акционерными обществами, так и чисто семейными фабриками. При этом все они были оснащены самым современным и самым высокотехнологичным европейским оборудованием. Как это ни смешно, но на модернизацию именно малых японских компаний американское правительство денег не жалело. Согласно плану Маршалла особым приоритетом в финансировании пользовались малый и средний бизнес.

Одновременно с разрастанием производственной паутины полным ходом шло и развитие научно-инновационного малого бизнеса. При колледжах и университетах создавались сотни тысяч мелких инновационных компаний. Для большего комфорта ученых-предпринимателей открывались научные городки и строились технопарки. И все опять же не без финансовой поддержки со стороны США.

Вполне естественно, что за таким айсбергом малого бизнеса крупную компанию разглядеть было очень сложно. Со стороны все выглядело так спокойно и мирно, что до какого-то момента Штаты даже и не подозревали подвоха. Ведь в Японии после войны появилось всего несколько десятков по-настоящему крупных предприятий, а так все в основном работали по мелочи.

60—70-е гг. ознаменовались новым выходом Японии на мировой экономический олимп. Европейским и американским потребителям пришлись по вкусу и японская бытовая техника, часы, машины.

Маленькие японские предприятия “сделали” своих американских и европейских конкурентов. И все благодаря “ситаукэ” — официальной экономической пирамиде, строящейся на принципе аутсорсинга: все что можно — от научных изысканий до производства мелких деталей и сбора окончательной продукции — распределяется между самостоятельными мелкими и средними компаниями. И не важно, о чем идет речь — о производстве компьютера, строительстве дома, ремонте дорог. Все заказы концентрируются у крупной компании, а она раскидывает их по максимальному количеству мелких и средних предприятий. При этом и в головной конторе не бездельничают, там параллельно занимаются и научными разработками, и выходом на новые рынки. Конечно, наиболее сложную работу крупные холдинги оставляют себе. Малышам же доверяют либо то, что попроще, либо научную работу. В таких условиях каждый занят своим делом, обеспечивая на своем этапе максимальное качество и профессионализм.

С годами пропасть между компаниями США и Японии только увеличивалась. Американцы на сегодняшний день практически ничего не производят у себя на родине, все фабрики выведены в Латинскую Америку и Китай. А научными разработками и открытиями в США на 70—80% занимаются иностранцы.

В Японии же по-прежнему функционирует огромное количество промышленных предприятий, а наукой занимаются исключительно местные жители.

Еда и наука

Только 1,5% жителей Страны восходящего солнца — иностранцы. Гастарбайтерский труд здесь никогда не был в почете…

На благо японской экономики трудится более 5,7 млн. малых компаний, более половины из них — семейные. Наиболее престижными малыми бизнесами считаются ресторанный, а также все, что касается традиционных промыслов. Японцы очень трепетно относятся к сохранению своих традиций. Поэтому и дорогие кимоно с удовольствием покупают, и полы в домах застилают исключительно циновками. Например, в Киото есть целый район, жители которого работают на десятках мелких фабрик, специализирующихся на изготовлении эксклюзивной шелковой парчи для кимоно. Такие бизнесы, как правило, чисто семейные, передаются из поколения в поколение.

И совсем другое дело — сфера НИОКР. На нее японское государство никаких денег не жалеет. При каждом университете и колледже есть технопарки и техногородки. На их территории и те, кто заканчивает учебу, и просто студенты могут организовывать мелкие научно-технические предприятия. Для этого созданы все условия. Вновь созданное малое предприятие в сфере НИОКР еще на этапе создания получает безвозмездную государственную финансовую поддержку — субсидию. В последующем научно-исследовательские предприятия освобождены от арендной платы, им оказывается ряд преференций и льгот, в том числе и налоговых. Более того, несколько лет назад в Японии разразился финансово-экономический кризис. Так вот, долги мелких и средних научно-исследовательских и IT-предприятий были либо списаны (в том случае, если предприниматель задолжал государству налоги, аренду и т.д.), либо полностью компенсированы за счет бюджетных средств.

Две иены — и ты директор фирмы

В целом же в Японии довольно теплый экономический климат. Сегодня малое предприятие можно открывать без начального капитала. Его уставным фондом могут стать всего две иены. Процедура регистрации малой фирмы занимает и вовсе несколько часов.

На благо малого бизнеса работает серьезная государственная структура, обеспечивающая предпринимателей и информационной поддержкой, и финансированием. Местный центр развития предпринимательства имеет свои филиалы во всех городах, районных центрах и деревнях. Любой желающий может получить там самую разнообразную и при этом бесплатную государственную поддержку.

Не заплатил — в кутузку

Есть у японской экономики один, но очень большой минус — здесь очень большие налоги. Если ставка налога с доходов для крупной компании составляет 37,5%, то “малышам” приходится расставаться с 27—28% своей прибыли в пользу государства.

Современная налоговая система была построена по модели, разработанной американским экономистом профессором Карлом Шоупом. Он объездил всю страну и сделал вывод: японцы — люди законопослушные и очень обязательные. Поэтому необходимо построить налогообложение максимально просто. Шоуп ввел систему двух бланков. Белые и голубые бланки заполняются японскими предпринимателями и по сей день. Белая бумажка означает, что предприниматель выбрал упрощенную систему налогообложения. Согласно “упрощенке” никакой отчетности не ведется, никаких обязательств у предпринимателя нет. Правда, и льгот в этом случае никаких ему государство не предоставляет. Голубой бланк заполняется только на основании бухгалтерской отчетности, с предоставлением записей всех денежных и финансовых операций, с полным перечислением партнеров, покупателей и поставщиков. Головная боль от ведения сложной бухгалтерии заполнителю голубого бланка компенсируется рядом льгот и послаблений.
Если японский бизнесмен отчитался, честно и сполна заплатил налоги — ему честь и хвала. Но если фискалы обнаружат подвох в отчетности или вовсе какие-то налоговые махинации, выходов два — харакири или тюремная камера. За уклонение от налогов в Японии полагаются уголовная ответственность — до 5 лет лишения свободы и уплата штрафа в 5 млн. иен. Даже просто фальсификация сведений в налоговой декларации может повлечь за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года и штрафа до 200 тыс. иен.

НИОКР — панацея всех бед

Китай со своей рабочей силой перешел дорогу и японским пирамидам. Даже самые известные японские холдинги отказываются от услуг местных малых субподрядчиков и раскидывают свои заказы пусть и частично, но уже за рубежом.
Анализируя складывающуюся ситуацию, японские бизнесмены еще раз убедились: когда нет никаких ресурсов — надо торговать идеями. На сегодняшний день в этой стране наиболее развитая система патентования и сертификации совершенных местными учеными мужами открытий, а также ускоренная процедура регистрации и оформления тех открытий и идей, которые куплены за рубежом. Иностранных научных сотрудников японские НИИ к себе не приглашают, делая ставку на местных программистов, медиков, биологов и т.д.

С каждым годом объем льгот и субсидий IT-отрасли увеличивается. Создаются все условия для того, чтобы со временем страна стала максимально умной и жила в основном за счет продажи своих открытий и разработок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру