Лох с “Нерпы” пройдет проверку

Обвинить в трагедии одного матроса нельзя чисто технологически

В чисто “человеческую” версию аварии на подводной лодке “Нерпа”, когда погибли 20 человек, похоже, будет внесен и технологический фактор. Госкомиссия по расследованию ЧП направила на независимую экспертизу программное обеспечение системы пожаротушения ЛОХ. По ее результатам будет ясно, можно ли использовать систему в дальнейшем или от нее придется отказаться. Это может сказаться и на сроках сдачи лодки, а в дальнейшем — и на контракте с Индией, для которой “Нерпа” предназначена.

В понедельник Марина Радаева, сотрудник пресс-службы Амурского судостроительного завода (АСЗ), ссылаясь на данные специалистов завода, сообщила, что причиной срабатывания системы пожаротушения на “Нерпе” стало включение аварийной сигнализации:

— Согласно показаниям матроса, им был включен “ревун” — сопровождающий сигнал. Видимо, контрактнику, которому предъявлены обвинения, не хватило опыта и информации, так как именно на АПЛ “Нерпа” “ревун” и подача газа происходят одновременно.

В современной системе “Молибден” разница между запуском “ревуна” и подачей фреона — семь секунд. В старой системе сначала срабатывал “ревун”, потом следовала команда надеть защитные маски, после чего подавался газ.

Специалисты, в их числе директор завода “Восток” — филиал АСЗ в Большом Камне — Геннадий Багин, предполагают, что причиной трагедии на лодке стал технологический сбой, сопряженный с человеческим фактором. Они считают, что система несовершенна — она работает в каждом отсеке практически автономно, командир корабля не имеет общего представления о том, что происходит на лодке. Именно поэтому программное обеспечение и будут изучать эксперты.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь КУРДИН (капитан 1-го ранга, был командиром АПЛ Северного флота):

— В системе пожаротушения компьютера как такового нет. Это опять какая-то путаница. Есть простая система включения подачи ЛОХ. Мы же не называем компьютером телевизор! При включении ТВ мы тоже выполняем ряд действий: включить, переключить канал. Там то же самое, только вместо этого нужно набрать, откуда и куда подать, и третье — исполнение. Это нельзя назвать программным обеспечением. А то, что якобы матрос неверно откалибровал датчик температуры, — это из области научной фантастики.

На лодке действительно есть три вида датчиков: температурный — если более 70 градусов, датчик на задымление, третий — на открытый огонь. Они просто выдают сигналы на пульт “Молибден”, который управляет всеми системами, в том числе и ЛОХ. В совокупности они подают три сигнала в центральный пост, что в таком-то отсеке пожар. ЦП, получив такую информацию, должен удостовериться в достоверности сигнала. Регулировка датчиков — не дело матроса. Даже если он “загрубил” датчик, поставил 100 градусов, — это не более чем сигнал на “Молибдене”, который не приводит к включению ЛОХ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру