В чисто “человеческую” версию аварии на подводной лодке “Нерпа”, когда погибли 20 человек, похоже, будет внесен и технологический фактор. Госкомиссия по расследованию ЧП направила на независимую экспертизу программное обеспечение системы пожаротушения ЛОХ. По ее результатам будет ясно, можно ли использовать систему в дальнейшем или от нее придется отказаться. Это может сказаться и на сроках сдачи лодки, а в дальнейшем — и на контракте с Индией, для которой “Нерпа” предназначена.
В понедельник Марина Радаева, сотрудник пресс-службы Амурского судостроительного завода (АСЗ), ссылаясь на данные специалистов завода, сообщила, что причиной срабатывания системы пожаротушения на “Нерпе” стало включение аварийной сигнализации:
— Согласно показаниям матроса, им был включен “ревун” — сопровождающий сигнал. Видимо, контрактнику, которому предъявлены обвинения, не хватило опыта и информации, так как именно на АПЛ “Нерпа” “ревун” и подача газа происходят одновременно.
В современной системе “Молибден” разница между запуском “ревуна” и подачей фреона — семь секунд. В старой системе сначала срабатывал “ревун”, потом следовала команда надеть защитные маски, после чего подавался газ.
Специалисты, в их числе директор завода “Восток” — филиал АСЗ в Большом Камне — Геннадий Багин, предполагают, что причиной трагедии на лодке стал технологический сбой, сопряженный с человеческим фактором. Они считают, что система несовершенна — она работает в каждом отсеке практически автономно, командир корабля не имеет общего представления о том, что происходит на лодке. Именно поэтому программное обеспечение и будут изучать эксперты.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА