Безработные станут частно-государственными

В России начались массовые увольнения

Госструктуры и частные кадровые агентства пытаются договориться о совместных действиях по предотвращению массовой безработицы. С чего начать частно-государственное партнерство на рынке труда, определили участники научно-практической конференции Управления государственной службы занятости населения Москвы и негосударственной Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП).

В России растет безработица. Правда, точной информации о ее масштабах нет: по словам зампреда Московской федерации профсоюзов Сергея Чиннова, “данные профсоюзов по уволенным и отправленным в отпуска за свой счет сильно расходятся с официальными”. Однако два момента не вызывают сомнения. Первое. Безработных по сравнению с 71 млн. работающих пока немного. Второе. Их число стремительно растет. Если в середине октября в службы занятости поступило чуть более 200 уведомлений работодателей о предстоящих массовых увольнениях (в общей сложности речь шла о 20 тыс. человек), то в начале ноября таких заявок было уже более 1 тыс., а в начале декабря — 5 тысяч. Так что вполне реально, что на улице после Нового года окажутся сразу 300 тыс. человек.

Дальнейшие перспективы еще мрачнее. 80% российского ВВП дает торговля сырьем. Цены на него упали настолько, что на одной нефти в 2009 году Россия, по оценке Института экономики РАН, недополучит от $80 до $120 млрд. Это значит, что корпоративные долги, объем которых превысил $500 млрд., платить будет нечем. А стало быть, к марту—апрелю, на которые придутся основные выплаты, надо ждать новой волны безработицы. Правда, ее главным источником, как ожидается, станут не массовые увольнения, а сокращение нынешних кадров и прекращение набора новых. Но радоваться нечему: размах сокращений, по оценке вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Федора Прокопова, будет сопоставим с массовыми увольнениями — от 15% до 40% предприятий избавятся от 10—12% сотрудников. А это — 3—4 млн. рабочих мест. И хотя частично высвободившуюся рабсилу поглотят новые предложения (только за последний год на рынке труда появилось 0,8—1 млн новых вакансий), проблему это не решит.

В Москве дела обстоят лучше, чем по стране в целом. Формально уровень столичной безработицы даже понизился по сравнению с январем 2008 года: 0,3% от общей численности работающих на начало декабря (20 тыс. человек) против тогдашних 0,4% (22,7 тыс. человек). Однако видимому благополучию пришел конец. По данным начальника городского управления Государственной службы занятости Сергея Дудникова, с IV квартала число предприятий, подавших заявления об увольнении сотрудников, стало расти. В списках на увольнение уже сейчас значатся 6 тыс. москвичей. А вскоре их станет еще больше: пика безработицы, признал Дудников, Москва достигнет только в 2009 году.

Нет ясности и относительно размаха безработицы в Москве. Даже самый оптимистический сценарий городской службы занятости предполагает удвоение числа потерявших работу: “Как бы ни развивалась ситуация, общий уровень безработицы в 2009 году не превысит 1%” (45 тыс. человек). В городской федерации профсоюзов “критическим показателем, который ни в коем случае нельзя превышать”, считают 65 тыс. безработных. А в Мосгордуме открыто предупреждают о “реальной угрозе ухудшения рынка труда”. “Как бы мы ни говорили, что сокращения коснутся немногих, это не так”, — предрекает председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. Особую опасность, по словам специалистов, представляет “кадровый перекос”, сложившийся в мегаполисе после его превращения из научно-технического и промышленного центра в торговый и бизнес-центр. Финансовый пузырь, надутый многолетними стараниями посредников, спекулянтов недвижимостью и биржевых игроков, может с треском лопнуть, предупреждает директор Института социально-экономических проблем РАН Алексей Шевяков. А тогда от его брызг не убережется никто, включая работников госсектора.

Учитывая масштаб надвинувшейся беды, власти и частные кадровые агентства решили противостоять ей единым фронтом. Тем более что, не дожидаясь основного разворота событий, народ уже начал впадать в панику. Люди переживают тяжелейший психологический стресс.

На предприятиях только и говорят, что о сокращениях и неоплачиваемых отпусках, о судьбе бонусов и 13-х зарплат, задержках выплат. Многие, опасаясь увольнения, кинулись искать новую работу, тем самым усугубляя неразбериху. В итоге, рассказал “МК” Сергей Дудников, на 6 тыс. сокращенных инженеров в Москве сейчас приходится примерно столько же вакансий.

Возможность государственно-частного партнерства на рынке труда более чем реальна — столь выгодно оно обеим сторонам. Государству — чтобы предотвратить социальный взрыв. Кадровым агентствам — чтобы уцелеть. Только за осень количество полученных ими заказов на подбор кадров сократилось в 2—3 раза, а углубление кризиса может и вовсе “поставить кадровый бизнес под вопрос”. При таком раскладе государственные службы занятости и частные компании обречены сменить конкуренцию на партнерство. Остается лишь определить условия и, главное, границы компромисса, до которых готов пойти каждый. А затем закрепить их юридически.

Конкретного пакета взаимных обязательств государства и бизнеса пока нет: к его разработке для Москвы только-только приступили городская служба занятости и АКПП. Тем не менее уже сейчас очевидно: государству придется делиться с рекрутерами информацией о возникающих вакансиях (особенно о крупных проектах), а возможно, и бюджетными средствами. Например, доплачивать за психологическую помощь безработным и консультирование населения. Взамен госструктуры потребуют от кадровых компаний гарантий качества — то есть некоторого контроля за их деятельностью.

В какой форме он будет установлен, также понятно: условием включения частного агентства в госпроект станет его добровольная сертификация. Все, кто согласится пройти эту процедуру, войдут в государственный реестр. И это очень важно: только их услуги будут настоятельно рекомендовать всем крупным государственным компаниям госслужбы занятости. Всем остальным частным агентствам госпомощи не видать.

Помимо этого государство оставит за собой надзор за массовыми сокращениями на частных предприятиях и контроль за притоком рабочей силы из числа мигрантов. (Кстати, столичные власти дают понять: почти 600-тысячная квота на мигрантов на 2009 год сократится вдвое, что позволит сохранить для москвичей большую часть из имеющихся в городе 170 тыс. вакансий.) В свою очередь кадровые агентства берутся значительно ускорить процесс подыскания рабочих мест за счет своих методик (госслужбы занятости с их нерасторопностью на это не способны).

До кризиса в сферу интересов кадровых агентств входил только верхний и средний “офисный уровень” (то есть руководство верхнего и среднего звена), а основной массой “простых” безработных занимались казенные службы занятости. Сейчас времена изменились.

СПРАВКА "МК"

У московской безработицы женское лицо, сообщил “МК” начальник городского управления государственной службы занятости Сергей Дудников. В основную группу риска входят женщины возрастной группы около 45 лет. Вторая уязвимая категория — молодые специалисты: сегодняшний работодатель за те же деньги предпочитает нанять человека с опытом. Наиболее “опасных” с точки зрения потери работы профессий он назвать не смог, но предупредил: первыми увольняют “излишних работников — тех, кто не приносит компании прибыли, и тех, чьи обязанности дублируют другие сотрудники”.

Тем, кто все-таки потерял работу, Сергей Дудников рекомендует сразу обратиться в один из 63 пунктов службы занятости в Москве (в каждом из 10 административных округов Москвы столичные профсоюзы открыли также свои пункты бесплатных консультаций по трудовому законодательству). Вначале обратившимся поможет психолог. Затем их ознакомят с базой данных вакансий по специальности, помогут составить резюме, а если нужно — пройти переподготовку и трудоустроиться по новой специальности. Другой путь — через постоянные городские и окружные ярмарки вакансий, информацию о которых служба занятости размещает в СМИ.

По закону, работодатель обязан за два месяца предупреждать работника о сокращении, а общие списки увольняемых подавать в службу занятости. В этом случае до половины потерявших работу находят новое место в жизни практически сразу. Не позволяйте работодателю нарушать ваши права!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру