Не детский кризис

Как отразятся финансовые неурядицы на праздновании Нового года?

7 декабря 2008 в 16:44, просмотров: 642

“Унылая музыка, совковое печенье, музыканты с жестяными банками для сбора пожертвований, новогодние аксессуары в виде шапок и метелок дворников и мусорные корзины, набитые долларами и акциями” — такое описание вечеринки в “кризисном стиле” вывешено на сайте одного из московских агентств по организации праздников. Стеб на тему кризиса стал модной новогодней услугой. На финансовых неурядицах попытались сыграть и продавцы подарков (сувенирные кружки и футболки украшают надписями “Жертва кризиса” и вариациями на тему). Народ, судя по соцопросам, и впрямь готов на время праздников отнестись к больной теме с юмором и гульнуть “на последние”.

Пир во время чумы

Среднестатистический россиянин, как показало ежегодное международное исследование аудиторской компании Deloitte, готов потратить на праздники (еду, подарки и развлечения) аж 537 евро. Это на 12% больше, чем в прошлом году. Таким образом мы догнали и перегнали ряд европейских стран, где предполагаемые траты на праздники, наоборот, снизились. Россияне решили кутнуть на Новый год, а потом, как выходит из результатов параллельных соцопросов, положить зубы на полку. Вот, например, ВЦИОМ выявил, что народ собирается экономить: порядка 30% опрошенных — на путешествиях и отдыхе, 20% — на одежде, обуви и косметике, а 10—15% — даже на книгах, журналах и CD и DVD. Продуктов это тоже коснулось — к примеру, 41% респондентов заявили социологам, что будут экономить на мясе.
Ближе к праздникам народ, правда, может “задушить жаба”. В прошлом году мы хотели в среднем разориться на 500 евро, а потратили в итоге, как показал опрос ВЦИОМ, по 200 с носа.

Кстати, возможность меньше потратиться, как предсказывают эксперты, дадут торговцы с рестораторами. Во всяком случае, традиционный предновогодний взрыв цен на продукты не прогнозируется. “Новогодний паек” (красная икра, рыба, колбаса, мандарины) не так, конечно, как в предыдущие годы, но подорожает. Идет рост цен и на мясо — у наших производителей проблемы, а импорт нынче влетает в копеечку. Правда, аппетиты торговцев сдержит обещание первого вице-премьера Игоря Шувалова раздавать дешевые кредиты — на том условии, что ценники в магазинах не будут переписываться.

На бытовую технику, ювелирные изделия, парфюмерию, косметику и т.п. даже ожидаются скидки. В предыдущие же годы все эти товары ближе к праздникам подскакивали в цене в среднем на 20—30%. Теперь начались распродажи, причем не “дутые”, как в “хлебное время”, а реальные. Продавцы, получается, не верят в то, что народ собирается потратиться на праздники по полной, и боятся массовой экономии на подарках. “Чтобы продать больше, скидываем цены, — сказали “МК” в магазине бытовой техники. — Раньше, наоборот, все дорожало, однако те времена, когда людям под Новый год давали солидные премии, позади. Теперь премии отбирают”. Вот и соцопросы показывают: 40% работников испытали трудности с зарплатами и премиями. Не одно, так другое: 31% намучились со вкладами и кредитами… 25% россиян ищут подработку, потому что не могут прожить на свою зарплату при постоянном росте цен.
Однако, несмотря на то, что собственную покупательную способность граждане оценивают гораздо хуже, чем год назад, на подарках экономить мы не собираемся. 46% заявили социологам, что смогут потратить в этом году столько же средств на презенты, как и в прошлом году. Но не это самое интересное — 21% планирует даже увеличить расходы. При этом те, кто все же собирается экономить, скорее выберут более бюджетный вариант праздничного стола, чем пожертвуют подарками для родственников и друзей.

— Дорогие покупные соки заменю компотом. Не будем брать и малосоленую рыбу — засолили сами. Уже подсчитали — вышла трехкратная экономия! — делится задумками для “кризисного” новогоднего стола домохозяйка, мужу которой “скостили” зарплату.

Дефицита не будет

Неоднозначная ситуация под Новый год сложилась с алкоголем: подготовка импортеров вина к праздничному сезону сорвана из-за проблем с оплатой товара. На таможенных терминалах застряли десятки тысяч неоплаченных бутылок: кредиты нынче дороги — из-за этого оплата товара задерживается. Впрочем, как уверяют в Национальной алкогольной ассоциации, дефицита вина в праздники не будет в любом случае. На складах магазинов скопилось слишком много алкоголя: как ни странно, россияне стали экономить на выпивке (в основном, конечно, высокой и средней ценовой категорий). Так, в начале ноября запасы виноградного вина в розничной сети превысили прошлогодние в 6,2 раза, шампанских и игристых вин — в 4 раза, коньяка — в 5 раз. Перебор даже с пивом (запасы в 6,4 раза больше, чем год назад) и с водкой и ликероводочной продукцией (в 6 раз!). В праздники запасы, как надеются продавцы, разойдутся.
С дорогими спиртными напитками, правда, проблема. Их не только меньше покупают в магазинах, но и при заказе столиков на Новый год в ресторанах клиенты просят подавать водку. Виски и текила нынче не по карману даже тем, кто собрался праздновать в ресторанах. Кстати, поток желающих невысок: Новый год становится все более домашним праздником. “У нас в предыдущие годы все обычно на Новый год уже было забронировано еще до конца ноября. А сейчас осталось немало свободных столиков. Половина октябрьских заказов была отменена”, — рассказали “МК” в популярном московском ресторане. Неспроста рестораторы стали активно завлекать клиентов скидками (до 50%!) и бесплатным шампанским. В среднем в ресторанах города новогоднюю ночь можно провести за 5—10 тысяч рублей. Сюда входят плата за вход, еду и напитки, обслуживание и развлекательную программу. Чтобы привлечь клиентов, в ход у рестораторов идут лозунги: “Праздник не должен быть дешевым, но может быть недорогим!”, “Кризис приходит и уходит, а Новый год остается!”…

На новогодние развлечения с доставкой на дом тоже очередь не стоит: спрос на Дедов Морозов со Снегурочками сократился. Так что новогодние персонажи не стали дорожать по сравнению с предыдущим сезоном. До 20 декабря 15-минутный визит зимней парочки обойдется в среднем примерно в 3 тысячи рублей. За часовую программу придется отдать 5 тысяч. В новогоднюю ночь за эту же услугу агентства праздников запрашивают в среднем 16 тысяч рублей.

Если есть время и желание наведаться к Деду Морозу в его резиденцию, то и тут можно сэкономить — выбрать не устюжского, а карельского Деда. Карельский Дед выгодно отличается тем, что рядом с его ПМЖ располагается зоокомплекс, где обитают медведи, лоси и олени. И, конечно, ценой: например, трехдневная поездка в Великий Устюг на новогодние каникулы обойдется в 7400 рублей на человека, в Карелию — в 5900 рублей.

Кстати, кризис затронул и почтовые ведомства Дедов Морозов: ответы на детские письма стали идти слишком долго.

Учет бутылок и колбасы

Гулять в праздники сотням тысяч россиян придется только за свой счет: каждая пятая российская компания объявила об отмене корпоративов. Все вдруг вспомнили, что праздничное настроение зависит от хорошей компании, а не от дороговизны вечеринки. Наряду с находящимися в непростом положении организациями Новый год отменили даже в некоторых внешне устойчивых госбанках. Большинство оставивших вечеринки оптимизируют бюджеты: переносят празднование из дорогих залов в офисы, заказывают более дешевую выпивку и еду и т.п. Урезание бюджетов произошло на 30—50%, а в офисах (а не в ресторанах и банкетных залах) решили провести корпоратив две трети компаний из числа тех, кто не смог отказаться от праздника. Дело не только в дороговизне мероприятий: устраивать пир на фоне массовых сокращений персонала работодателям кажется неприличным. Одна из крупных нефтяных компаний сократила бюджет мероприятий наполовину, а крупнейший производитель никеля и платины в России решил, что праздновать будет только центральный офис компании. Еще один из трех крупнейших операторов сотовой связи решил не звать артистов уровня Филиппа Киркорова и обойтись “Фабрикой звезд”…

Артистам, а также агентствам по организации праздников (раньше на новогодних вечеринках они зарабатывали столько же, сколько и за полгода работы) в этот раз крупно не повезло. Спасло массовиков-затейников то, что ряд компаний заказали и оплатили вечеринки еще загодя — когда о кризисе все читали только в газетах, а Россия считалась “тихой гаванью”. Дело в том, что аннулировать заказ чревато большой неустойкой.

И все же экономить, как рассказывают в агентствах праздников, пытаются многие: например, дорогие французские коньяки массово заменяются армянскими. На вечеринках, которые уже состоялись, были замечены “специально обученные” люди, которые подсчитывали бутылки. Это сотрудники, которых руководство назначило следить, чтобы организаторы не обсчитали компанию и чтобы выпивку “не заначили” официанты.

Агентства праздников и тут не растерялись и предложили новую идею торжества — пошутить над кризисом. В программе — шутки на тему понижения зарплат и сокращения штата (главное, чтобы на вечеринке не оказались сами сокращенные). И самая веселая кризисная развлекуха — конкурс на лучшее разрисовывание портретов российских и зарубежных чиновников. Кто усы пририсует, кто — рога… Месть за кризис небольшая, а приятно.

Подарки заменили самогоном

До кризиса компании, заказывающие вечеринку в специальном агентстве, тратились из расчета $300—600 на человека. Тем, кто опомнился в последний момент и все же решил заказать торжество, агентства праздников предложили скидки — сэкономить можно около 20% бюджета мероприятия. Аппетиты поумерили клубы и рестораны, а также артисты.

Обычно за месяц до Нового года последние поднимали расценки на 20—50%. Теперь, наоборот, идет “уценка”. Как рассказали “МК” в одной из специализированных организаций, например, прайс на новогоднее выступление обновился у певицы Валерии (минус 20%), “Блестящие” по сравнению с прошлым годом подешевели на 5 тысяч евро (до 10 тысяч), а Влад Сташевский — с 9 до 5 тысяч евро. Мэтры эстрады, как рассказывают в агентствах праздников, держат цены, но концертов у них заказано гораздо меньше, чем обычно. Зато западные артисты, которых приглашали к нам выступить в новогодние дни, — Тото Кутуньо и Boney М, — сразу согласились на приличные скидки. Что касается корпоративов “средней руки”, то в этот Новый год наступит звездный час для не самых раскрученных артистов, которые просят не более 5 тысяч евро.

Временно ушли в небытие и празднования на теплоходах. Да что уж там, даже прогулочного речного трамвайчика в этот новогодний сезон у корпоративщиков не будет. Столичная судоходная компания решила отказаться от предоставления таких услуг.

Пострадали и сказочные персонажи — Деда Мороза заказывают только со Снегурочкой: на дорогие шоу с феями, эльфами и пиратами нет денег.

Конечно, уменьшилась такая статья расходов работодателя, как подарки сотрудникам. Неспроста изменилась статистика вопросов, которые задают на “горячей линии” специализированной бухгалтерской справочной системы. Раньше в предновогодний сезон самым популярным вопросом был: “Как учесть расходы на подарки?” Сейчас интересуются совсем другим: как понизить зарплату и сократить штат? Некоторые работодатели, которые раньше солидно тратились на подарки сотрудникам, решили выйти из положения с юмором: например, одна компания одарила всех сотрудников футболками “Жертва кризиса”, другая — самогоном.

Как говорят эксперты, кризис в Россию пришел как минимум на год-два. То есть привычные вечеринки могут вернуться только в 2011-м. А пока будет работать поговорка: “Новый год — семейный праздник”…

А КАК У НИХ?

Правительство Хорватии запретило госпредприятиям дарить сотрудникам подарки и устраивать вечеринки на Новый год. “Я верю, что эти жертвы помогут нам избежать более глубокого кризиса в следующем году”, — обратился к согражданам премьер страны.

В других странах идет повсеместный отказ от вечеринок (или сокращение их бюджетов) и без указаний свыше. Самые “крупные отмены” — у корпораций Citigroup, Merrill Lynch и Goldman Sachs, American Express, телерадиовещательной компании ABC News. Некоторые придумали оправдания: в банке Morgan Stanley сообщили, что деньги, предназначавшиеся для празднования Рождества (по оценкам, от $2 млн. до $3 млн.), будут направлены на благотворительные цели. А кинокомпания Viacom решила утешить сотрудников: взамен отмененного корпоратива выделила каждому два дополнительных выходных. Автогигант Ford перенес празднование из крупного кинотеатра в офис компании.

А в Германии образовался дефицит квалифицированных Санта-Клаусов: их стали гораздо чаще заказывать. В связи с этим в стране идет массовый наем Санта-Клаусов. За визит в одну семью немецкий Санта-Клаус получает около 60 евро.

Что будете дарить? (в % от опрошенных)

Косметику и парфюмерию  - 45

Одежду и обувь  - 30

Продукты, шоколад, конфеты и шампанское  - 28

Деньги или сертификаты  - 18

Украшения  - 15

Путешествие  - 4

* По данным опроса Deloitte.

Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год? (в % от опрошенных)

Деньги или подарочные сертификаты  - 36

Косметику, парфюмерию  - 22

Одежду, обувь  - 19

Ювелирные изделия, часы  - 17

Путешествие  - 16

Книгу  - 11

Сколько собираются потратить на праздники жители разных стран? (евро на чел.)

Ирландия  - 1355

Бельгия  - 597

Россия  -  537

Франция  -  527

Голландия  -  405

Германия  -  401

Украина  -  235

* По данным Deloitte.



    Партнеры